Как бастуют предприниматели | Онлайн бухгалтерия Небо

Как бастуют предприниматели

В этом году в магазинах появится возможность оплачивать покупки с помощью QR-кодов. Заплатить за товар можно, отсканировав код телефоном. Однако крупные розничные торговцы заявили, что намерены бойкотировать нововведение. Причина — слишком высокая комиссия на платежи. Рассказываем подробности ситуации и о других подобных протестах в бизнесе.

Оплата по QR-кодам и бойкот ретейлеров

В 2017 году Центробанк заявил о создании Системы быстрых платежей (СБП). Это специальный сервис, по которому клиенты одного банка могут переводить денежные суммы клиентам других банках, используя простые идентификаторы: номер телефона, электронную почту, QR-код и т. п. Переводы в системе совершаются мгновенно. Размер комиссии планировалось сделать меньше, а в дальнейшем, вообще, отказаться от комиссионных сборов.

В рамках СБП в магазинах запустят оплату по QR-кодам. Такие коды содержат информацию о счете продавца. Чтобы заплатить за покупку,  нужно отсканировать код через мобильное приложение банка. Тестирование такого вида оплаты планируют начать 30 августа этого года.

С появлением QR-кодов платить за покупки с помощью телефона сможет каждый, а не только те, в чьих смартфонах есть NFC. Глава Национального платежного совета Алма Обаева считает, что такой способ оплаты станет удобной альтернативой. И клиенты смогут сами выбирать, как им проще платить.

Суть конфликта

Конфликт разгорелся вокруг комиссии за оплату по QR-кодам. Споры в рабочей группе по СБП начались еще в июне.

Центробанк предложил размер комиссии для продавцов 0,4%. С таким предложением не согласились Сбербанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк и ВТБ. Они посчитали комиссию слишком низкой и предложили сделать её в размере 1%. 

При этом банки заявили, что планируют вводить дополнительные комиссии по этому способу оплаты. И таким образом, общий тариф составит 1,85%, что примерно сопоставимо с нынешним тарифом на оплату по картам.

В пресс-службе ВТБ аргументировали такое требование тем, что слишком низкий тариф уменьшит комиссионные доходы банков. Доходы от комиссий идут на кэшбэк, бонусы и другие программы лояльности для клиентов. Если комиссия будет слишком низкой, клиенты не будут получать кэшбэк и бонусы. А значит, они чаще будут платить по карте, а не через QR-код. Представители банка считают, что более высокая комиссия будет выгодна для всех.

Центробанк попытался найти компромисс и установил комиссию в размере 0,2-0,7%. Однако такой тариф не устроил ретейлеров.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отправили письмо председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, в которой выразили недовольство по поводу слишком высокого размера тарифа. В письме сообщается, что, если комиссия не будет уменьшена, торговцы откажутся участвовать в СБП. 

По данным, АКОРТ средний размер комиссии за платежи по картам составляет 1-3%. От Системы Быстрых платежей торговцы ожидали более низкой комиссии. Директор телекоммуникационных и финансовых услуг компании «Связной-Евросеть» Антон Павлов считает, что, если тариф на СПБ будет сопоставим с комиссией на эквайринг, ценность сервиса будет неочевидна, его можно будет использовать только в рамках резервного канала. 

Представители ЦБ обещали ознакомиться с письмом. Тем не менее они считают, что уже приняли компромиссное решение, и дальнейший пересмотр комиссии вряд ли возможен. 

Другие бойкоты

Таксисты против Яндекса

В 2016 году таксисты объявили 3-дневный бойкот сервису «Яндекс.Такси». Недовольство вызвало снижение тарифов на поездки. «Яндекс.Такси» снизил минимальную стоимость поездки в 2 раза. За первые 5 минут и 2 километра была установлена плата 99 рублей.  До этого минимальная стоимость поездки была 199 рублей.

Член Московской торгово-промышленной палаты Богдан Кошенко сообщил, что стоимость поездок снижается из-за конкуренции между агрегаторами, которые стремятся привлечь к себе клиентов, но не учитывают интересы водителей, а бензин, страховка и сами машины дорожают, и таксисты получают меньше прибыли. 

Представитель сервиса Элина Ставиская заявила, что цена установлена справедливо. В будущем у таксистов станет больше клиентов, и их доход только увеличится. 

В результате забастовка состоялась, но ни к каким результатам не привела. Представители «Яндекс.Такси» утверждали, что бойкот никак не отразился на работе сервиса.

Новый конфликт возник в апреле 2018 года. Около 30% таксистов, пользующихся «Яндекс.Такси», Uber и Gett, решили бойкотировать эти агрегаторы. Причиной стало повышение комиссии.

Забастовка прошла в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Йошкар-Оле, Сочи и Ижевске. Но тоже не дала никаких результатов. Представители «Яндекс.Такси» и Gett сообщали, что работа идет в штатном режиме.

Дальнобойщики против Платона

В 2015 году в России начала работать система «Платон». Данную систему ввели, чтобы компенсировать ущерб, который грузовые автомобили наносят дорогам. За проезд автомобилей весом от 12 тонн водители должны были платить 3,37 рубля за 1 километр. Позже ставку решили снизить до 1,52 рубля, а потом постепенно повышать так, чтобы цена за 1 километр к 2018 году составила 3,06 рубля.

За неуплату был установлен штраф 450 тысяч рублей, а за повторное нарушение 1 миллион.

После такого нововведения по всей России начались забастовки дальнобойщиков. Водители выходили на митинги, выезжали на дороги, образовывая серьезные пробки. Протестующие требовали отменить систему.

Митинги продолжались несколько лет. Представители власти называли протестующих иностранными агентами, направленными на подрывание российской государственности.

В итоге в результате протестующим удалось добиться уменьшения размера штрафов в 10 раз. А плату за километр решили не повышать и оставить на первоначальном уровне, но система не была отменена. 

Бойкот «Леруа Мерлен»

В 2018 году во время чемпионата мира произошел скандал с торговой сетью «Леруа Мерлен». Во время чемпионата мира PR-директор компании написала в Twitter довольно спорный пост. В нем Панина написала о том, что в якобы в Новопеределкино пьяные футбольные фанаты живьем сожгли девушку. Всех, кто в комментариях усомнился в достоверности информации, женщина назвала ваткой.

При этом информация действительно была ложной. Сожженную девушку в том районе нашли, но это оказалось самоубийство.

Но людей оскорбило больше не искажение фактов, а то, что Панина назвала усомнившихся ваткой. В Twitter поднялась волна призывов бойкотировать «Леруа Мерлен». 

На официальной странице в Facebook компания написала пост, в котором сообщила, что не разделяет мнение сотрудника и временно отстраняет от работы. Но временное отстранение людей не устроило, тогда компании пришлось уволить сотрудницу, о чем они тут же сообщили на своей странице.

К чему приводят забастовки, и что ожидать от бойкота ретейлеров

Некоторые протесты закончились успехом. Клиентам «Леруа Мерлен» удалось добиться увольнения сотрудника, а дальнобойщики смогли долгими протестами снизить тариф и штрафы. Однако забастовки таксистов, напротив, ни к чему не привели.

Забастовка дальнобойщиков несла реальную угрозу. В бюджет не поступали средства. Поэтому государство пошло на уступки. «Леруа Мерлен» же терял клиентов и, соответственно, прибыль. А вот агрегаторы в случае с забастовками таксистов теряли очень мало, гораздо меньше, чем водители, оставшиеся без работы. Поэтому добиться ничего не удалось.

Ретейлеры действительно могут отказаться от QR-кодов. Пока введение этого способа оплаты добровольное. При этом магазины не понесут убытки, ведь у них будут другие способы оплаты. Однако государство может сделать такой способ оплаты обязательным и штрафовать магазины за отказ от него. 

Конечно, ретейлеры могли бы организовать массовые акции протеста. Но большую поддержку они бы вряд ли получили, так как уже есть эквайринг, и комиссия на него не наносит большого ущерба бизнесу (в отличие от «Платона»), а значит, торговцы вполне могут принять это нововведение.

Учитывая, что Центробанк считает, что компромисс уже найден, и не собирается вносить изменений, скорее всего, ретейлеры потерпят неудачу, и в итоге им придется смириться с таким тарифом. 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *