Двойная бухгалтерия в бизнесе. Что это значит сегодня? | Онлайн бухгалтерия Небо

Двойная бухгалтерия в бизнесе. Что это значит сегодня?

Двойная бухгалтерия в бизнесе. Что это значит сегодня?

Мы не устаем твердить, что бухгалтерия должна органично вписываться в бизнес-процессы. Не стоит думать, что она существует параллельно, чтобы отбиться от контролирующих органов. Тем не менее допускаем, что бухгалтерия бывает двойной. Рассказываем,  что это значит в современных реалиях.

Как было и как стало ?

В 90-е годы в России была экономическая ситуация, в которой бизнес существовал отдельно от государства. Поэтому предприниматели вели два учета. Настоящие цифры показывали себе, а номинальные представителям власти. То есть для себя вели управленческий учет, а для налоговиков — бухгалтерский.

Так было принято, да и у контролирующих органов не было особых возможностей для выявления нарушений. Постепенно ситуация стала меняться. ФНС стала одной из самых продвинутых структур в плане программного обеспечения.

Теперь не так просто работать по «черной» схеме. Есть программный комплекс  АСК-НДС, который отслеживает движение денег юридических и физических лиц для выявления  недобросовестных сделок. Практически повсеместно введены онлайн-кассы и сложно скрыть продажу от налоговой. Плюс мы писали, что обнал становится дорогим и многим выгоднее вести дела «по-белому».

Несмотря на это, в России еще много предпринимателей, которые уходят от налогов. В Госдуме приводят цифры, что из 82 миллионов трудоспособного населения, только 52 миллиона работают официально и платят взносы. Значит, они устроены у бизнесменов, которые скрывают реальную финансовую картину.

Но «черная бухгалтерия» приносит предпринимателям не только деньги, но и трудности:

  • Нужно, чтобы цифры в документах бились друг с другом. Контроль за бухгалтерским учетом в 2 раза труднее, так как приходиться проверять реальные и «нарисованные» данные.
  • Сотрудники получают «черную» зарплату. Это приводит к постоянной нервотрепке. Часть денег приходит на карточку, а другая выдается наличкой. Если сотрудник просит рассказать, как происходит начисление, то трудно разобраться какие цифры использовать для расчета.
  • Постоянные проблемы с принятием денег клиентов. Часть платит наличкой, другая через банк. И если кто-то задерживает оплату, то это отражается на деятельности фирмы. Например, если все деньги на банковском счету, то их нельзя полностью потратить на зарплату.
  • У предпринимателя появляется чувство постоянного страха. Или махинации обнаружат контролирующие органы, или сотрудник украдет деньги из «черной кассы», а вернуть их законным способом не получится. В суд подать нельзя.

Некоторые возразят, что работать в белую трудно. Придется платить много налогов и получать большую прибыль трудно. Да, это так. Поэтому нужно вести управленческий учет, чтобы находить  возможности развивать бизнес законными методами.

Что такое «двойная бухгалтерия» сегодня?

Специально взяли термин в кавычки. Сегодня финансовые процессы в компаниях должны выглядеть так:

  • Бухгалтерский учет. Это отчеты, налоги, взносы для контролирующих органов. Цифры показывают. что компания ведет дела честно и не уходит от обязательств. Учет ведется по общепринятым правилам Минфина.
  • Управленческий учет. Цифры, которые используются внутри компании. С их помощью перед руководителем открывается картина финансового состояния бизнеса. Становится видно, где компания проседает или, наоборот, хорошо работает. Информация используется для принятия решений. Правила такого учета продумывают собственники или используют известные модели. Например, Международный стандарт финансовой отчетности.

«Двойную бухгалтерию» лучше оставить в прошлом, а использовать двойной учет. И между ними есть различия:

  • Можно не расшифровывать показатели, которые не влияют на деятельность компании. Например, в бухгалтерии просто пишите, что потратили 100 000 рублей на рекламу.  В управленческом учете расшифровываете, что в сумму входит реклама трех направлений (опт, розница, интернет-продажи). Дальше идет деление на публикации в СМИ, таргет или билборды. Но этим уже занимается рекламный отдел.
  • Разные правила приема к учету различных объектов. Если компания покупает компьютер за 40 тысяч рублей, то бухгалтер записывает покупку в расходы. А для управленческого учета  — это актив, который приносит деньги в течение 4 лет.
  • Разная глубина анализа. Для бухгалтерии есть общая выручка, а в управление проводят анализ продаж. Деньги распределяются по направлениям деятельности, торговым точкам или регионам. Данные показывают эффективность компании на каждом участке.

Не обязательно что управленческий учет сложнее бухгалтерского. Бывает наоборот. Просто чтобы бизнес приносил прибыль нужно не уходить от налогов, а тщательно анализировать деятельность компании.

Как вести управленческий учет в малом бизнесе?

На первых порах не нужна собственная система. Можно просто вести записи в Excel или использовать готовые шаблоны финансовых сервисов. Подобные можно найти за 2-3 тысячи рублей в месяц. Если есть навыки программирования, позже сделаете собственную таблицу.

Вы всегда будете знать, сколько должны поставщикам или какой долг перед компанией. Не потратите деньги, выделенные для закупки товара, на личные нужды.  Даже если ИП не обязан вести бухгалтерский учет, то управленческий ему нужен. Это повышает шансы не закрыться в первый год работы.

И если будете использовать Небо, то сервис станет поставщиком данных для управленческого учета. Будете самостоятельно работать с цифрами и понимать, что они значат в бухгалтерии и для бизнеса.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *