Обнал: почему «черная касса» уходит в прошлое? | Онлайн бухгалтерия Небо

Обнал: почему «черная касса» уходит в прошлое?

Обнал: почему «черная касса» уходит в прошлое?

На рынке большое количество компаний с «черной кассой». Это подтверждают Счетная палата и Министерство труда. В 2017 году они сообщили, что до 15 миллионов россиян не платят налоги и не делают отчислений в ПФР. Значит они неофициально трудоустроены, а их работодатели уходят от налогов и наверняка занимаются обналичиванием денег. Но такие манипуляции с каждым днем делать все труднее. Рассказываем, почему «обналичка» уходит в прошлое и как работать по-белому.

Почему предприниматели идут на обнал?

Главная причина — желание сэкономить на налогах. Неучтенная наличка, как правило, нужна для выплаты зарплат в конвертах или вывода доходов собственника (дивиденды). В компании заводят черную кассу для денег, которые не показывают в бухгалтерии. Обычно используют два способа:

  1. Продажа товаров без чека. Идет торговля, но деньги не фиксируются, а покупателю не выдаются чеки. В результате появляется сумма, которая нигде не отображается. С нее платят зарплату.
  2. Заказываются фиктивные услуги. Например, составляется договор на вывоз мусора с подставной фирмой. За услугу платят огромные деньги. Исполнитель с этой суммы платит 6% в качестве налога, что-то берет себя, а остальные деньги возвращаются заказчику. Последний говорит в ФНС, что доходов у бизнеса нет, поэтому и налог на прибыль не платится.

Но оба варианта трудно провернуть в настоящее время. Закон требует использовать онлайн-кассы и данные о продаже сразу поступают в ФНС. Второй вариант также не совсем рабочий. Конечно, на хозяйственные нужды теоретически можно потратить любую сумму, но налоговики могут потребовать доказать обоснованность сделки. Например, будет трудно объяснить, почему уборка офиса площадью 45 квадратных метров стоит 2 миллиона рублей ежемесячно.

Некоторые уповают на представительские расходы. но налоговый кодекс устанавливает ограничения.

Но на обнал идут не только из целей нажиться. Некоторый бизнес в России просто не может работать легально на 100%. Например, такси. Если оформить водителя, как ИП или сотрудника, то придется платить взносы 30% с зарплаты + 13% НДФЛ. После этого почти ничего не остается. Для работы в плюс, придется повышать стоимость, но к этому не готовы клиенты. Они просто уйдут к конкурентам, которые держат низкие цены, работая в черную.

И предприниматели ищут способы обналичивания. Но с этим каждый день все труднее. Представители ЦБ сделали все, чтобы обналичкой не занимались банки, и ведут активную охоту на тех, кто предлагает другие схемы.

Почему обналичивать деньги стало труднее?

Происходит постепенное закручивание гаек. ФНС обещали не повышать налоги, и в принципе так и делают (за исключением увеличения НДС с 2019 года). Но взамен налоговики улучшают собираемость. С каждым годом в бюджет поступает все больше средств, в том числе за счет устранения обнала.

Например, банки ввели для ИП и ООО заградительные тарифы. Есть лимиты по которым каждый месяц нельзя снимать больше, например, 150 тысяч рублей. И в целом наличку стало снимать дороже, чем 3-4 года назад. Центробанк оправдывает это борьбой с терроризмом, но все понимают, что это касается и незаконного обналичивания.

Опасно стало заказывать обналичку и на теневых форумах. В сети встречаются истории обмана на подобных сайтах. Создаются целые ресурсы с фиктивными пользователями, отзывами, системой проверки. Предприниматели клюют и теряют миллионы рублей. И деньги вряд ли получиться вернуть.

ЦБ стабильно отчитывается о борьбе с черным налом. Например, не так давно взялись за схему с участием автосалонов и оптово-розничных рынков. Поэтому опасно заниматься обналичкой на уровне малого и среднего бизнеса: оштрафуют, доначислят налоги, а могут и посадить. А банках есть отделы финансового мониторинга, которые выявляют схемы обналичивания, и сообщают об этом в ФНС.

Сообщать о подозрительных операциях обязаны адвокаты и даже бухгалтеры-аутсорсеры, если они непосредственно перечисляют деньги заказчиков. Мы в Небе принципиально не берем на себя такую работу, поэтому и сообщать ни о чем не обязаны.

Да и самим обнальщикам не интересно работать с мелкими чеками в таких условиях. Они повышают стоимость услуг и цены «тянут» крупные компании с оборотом в сотни миллионов. С такими ФНС уже проще работать.

Налоговая максимально усложняет варианты обналичивания. Небольшим предпринимателям это не выгодно, а крупный бизнес не так распространен и на нем можно сосредоточить пристальное внимание или договориться.

Параллельно ФНС ищет варианты легализации бизнеса. Налоговики проводят встречи с агрегаторами такси, чтобы вместе разработать систему легализации. Скорее всего так будет и с другими бизнесами.

Что делать бизнесу?

Менять подход к бизнесу. Объясним на примере открытия небольшой бургерной. Как было принято считать затраты раньше:

  • Аренда помещения;
  • Закупка продуктов;
  • Покупка оборудования и мебели;
  • Коммунальные затраты;
  • Прочие платежи;
  • ФОТ.

Только в этой схеме не учитывали налоги. Все знали, что с помощью обналичивания заплатят 3%, выплатят зарплату в конверте, и закроют тему. Теперь так не получится. При расчетах учитывайте все затраты, которые будут при работе в белую.

Например, если у вас 4 повара с зарплатой 20-25 тысяч рублей, то каждый месяц нужно платить 30 тысяч взносов. К этому плюсуйте налог ЕНВД («вмененка»), где нужно заплатить за каждый квадратный метр помещения, в котором едят посетители.

Пишите бизнес-план, и рассчитывайте рентабельность исходя из всех затрат. Проходят времена, когда можно не замечать налоги.

Конечно малому бизнесу трудно устоять на ногах в первое время. В этом случае некоторые работают с черной кассой при открытии, а когда бизнес встал на ноги, то полностью легализуются.

При открытии бизнеса старайтесь максимально вникнуть в тему налогов. Почитайте законы, смотрите вебинары, консультируйтесь со специалистами. Важно выбрать подходящую систему налогообложения, чтобы не терять деньги.

В нашей практике был специалист по компьютерам. Он оказывает услуги системного администрирования и продает компьютеры. С услугами все было понятно: упрощенка и 6% налогов. Но с продажами товаров сложнее.

Компьютеры покупает у крупного поставщика за (условно) 95 тысяч рублей, а продает за 100 тысяч рублей. Налоги составляют 6% с выручки в 100 тысяч. Это 6000 рублей, а прибыль 5000 рублей. Работа идет в минус.

А можно заключить с поставщиком агентский договор на оказание услуг по продаже. И в итоге 6% платить только с дохода агента в размере 5000 рублей, а это 300 рублей.

Россия постепенно переходит к цивилизованному бизнесу. Государство старается вывести предпринимателей в легальное поле. Не только за счет закручивания гаек, но и налоговыми льготами. Например, в 2019 году начнется тестовый период налога для самозанятых.

Раньше за оказание услуг надо было платить 6% или бояться, что нагрянут налоговики. Теперь ставка равняется 4% и не нужно отчитываться в ФНС. а также вести книгу учета расходов и доходов.

Если открываете бизнес, то делайте все расчеты. Обратите пристальное внимание на бухгалтерию. Понимаем, что работа с уплатой всех налогов и отчислений, снижает рентабельность бизнеса.
Но с другой стороны вы зайдете на рынок не с радужными мечтами, а трезвым взглядом. И такой подход имеет больше шансов на успех.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *