Виды производственного процесса и задачи его учёта | Онлайн бухгалтерия Небо

Виды производственного процесса и задачи его учёта

Виды производственного процесса и задачи его учёта

Прежде чем реализовать продукцию, её необходимо произвести. Производство включает в себя такие затраты как расходы на заработную плату персонала, приобретение материалов и сырья, расходы на разработку товара, реклама и другие.
Грамотный бухгалтерский учёт процесса производства позволяет не только правильно сформировать себестоимость единицы продукции, но и даёт возможность проанализировать рентабельность того или иного вида продукции. О том, как организовать учёт и какие документы должны быть при этом оформлены, речь и пойдёт.

В зависимости от сложности производимого товара, процесс может быть сложным или простым. Например,  производство хлеба – это простой процесс, а вот производство автомобиля – сложный, так как включает производство множества деталей.

Задачи учёта производственного процесса:

  • суммарный учёт затрат в денежном выражении;
  • количественный учёт необходимого сырья и материалов для производства изделия;
  • формирование себестоимости;
  • анализ эффективности использования материальных запасов;
  • выявление возможности снижения себестоимости, а следовательно и повышения рентабельности производства.

Основные этапы производственного процесса

Начинается производство, конечно же, с принятия решения о выпуске товара, разработки и утверждения технологических карт. Это, как говорится, совсем другая история. Разбирать будем сам процесс изготовления. Он включает:

  • закупка сырья и материалов;
  • оприходование их на склад для хранения;
  • выдача в производство;
  • сдача на склад готовой продукции;
  • формирование себестоимости;
  • отпуск в продажу.

Закупка сырья и материалов

Покупка может осуществляться следующим образом:

  • по договору с безналичной оплатой;
  • через подотчетное лицо.

По условиям договора оплата может быть предварительной (полной или частичной) или после получения товара.

Порядок хозяйственных операций и перечень необходимых документов рассмотрим на примере.

Пример 1 (покупка по договору). ООО «Вкусно» производит хлебобулочные изделия. Для производства батона нарезного закупает муку,  сахар, дрожжи хлебопекарные, маргарин, растительное масло, соль.

По условиям договора поставки предприятие должно произвести предоплату.

Подписанный договор сдан в бухгалтерию. Необходимо его зарегистрировать в журнале учета договоров.  Главный бухгалтер Николаева А.С. заполняет журнал регистрации договоров и формирует проводки.

Журнал регистрации договоров
№ п/п Номер договора Дата договора Наименование контрагента Предмет договора Срок действия договора Сумма договора, руб.
12 25/ТК 01.06.2018 АО «Гарант» Продукты 31.12.2018 г. 145 600,00

 

Если по условиям договора оплата после получения товара осуществляются следующие хозяйственные операции и формируются бухгалтерские проводки:

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Сумма, Рублей Документ-основание
10 (материалы) 60.01 (расчеты с поставщиками и подрядчиками) Поступили продукты 145 600,00 Товарная накладная (Унифицированная форма N ТОРГ-12), счёт фактура или УПД (универсальный передаточный документ)
60.01 51 (расчётный счёт) Оплата полученных продуктов 145 600,00 Банковская выписка, платёжное поручение.

Если по условиям договора должна быть предоплата, то действия и проводки следующие:

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Сумма, Рублей Документ-основание
60.02 (расчёты по авансам выданным) 51 (расчётный счёт) Перечислена на счет поставщика сумма предоплаты за продукты 145 600,00 Банковская выписка, платёжное поручение.
10 (материалы) 60.01 (расчеты с поставщиками и подрядчиками) Поступили продукты 145 600,00 Товарная накладная (Унифицированная форма N ТОРГ-12), счёт фактура или УПД (универсальный передаточный документ)
60.01 60.02 Зачтён выплаченный аванс 145 600,00 Бухгалтераская справка

 

Пример 2 (покупка через подотчётное лицо). Условия те же, что и в примере 1. Подотчётное лицо заведующий производством Гаврилов Н.Г.

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Сумма, Рублей Документ-основание
71(расчёты с подотчетными лицами) 51 (расчётный счёт)

50 (касса)

Перечислена на карту подотчетного лица необходимая  сумма для оплаты продуктов или выдана из кассы (счет 50) 145 600,00 Банковская выписка, платёжное поручение или расходный ордер
10 (материалы) 60.01 (расчеты с поставщиками и подрядчиками) Поступили продукты 145 600,00 Товарная накладная (Унифицированная форма N ТОРГ-12), счёт фактура или УПД (универсальный передаточный документ), чеки и иные документы приложенные к авансовому отчету подотчетного лица
60.01 71 Учтён факт оплаты подотчетным лицом поставщику за продукты 145 600,00 Авансовый отчёт подотчетного лица

 

В итоге на складе следующие продукты:

Наименование единица измерения количество цена Сумма, рублей
мука кг 5 000,00 24,00 120 000,00
соль кг 50,00 8,00 400,00
сахар кг 500,00 48,00 24 000,00
дрожжи кг 10,00 80,00 800,00
масло растительное кг 1,00 80,00 80,00
маргарин кг 4,00 80,00 320,00
Итого: 145 600,00

 

Бухгалтер Николаева А.С. вносит полученные продукты в оборотно-сальдовую ведомость, а заведующий складом Каширин Л.В. в журнал учета движения товаров на складе (форма ТОРГ -18)

Производство продукции

После того как все необходимые составляющие для производства в наличии, можно приступать к выпуску продукции. Для этого необходимо со склада  получить необходимые материалы.

Отпуск в производство осуществляется по лимитно-заборной карте (форма М-8) требование накладная М-11 или накладная М-15 в зависимости от особенности производства.

Расходы списываются на счёт основного производства.

Рассмотрим на примере, возьмём ООО из примеров 1 и 2.

Пример 3. Необходимо выпустить  330 батонов нарезных весом 400 грамм. Согласно ГОСТ для производства 130 кг батонов (330 штук х 400 грамм = 132 000 гр = 132 кг) необходимо:

  • мука 100 кг;
  • соль 1,5 кг;
  • сахар 6 кг;
  • дрожжи 1 кг;
  • маргарин 3,5 кг;
  • масло растительное 0,15 кг;
  • вода примерно 50 л.

Все эти продукты необходимо получить со склада (кроме воды, конечно же, но её стоимость включается в калькуляцию себестоимости).

Гавирилов Н.Г (заведующий производством) оформляет в бухгалтерии требование-накладную по форме М-11 в двух экземплярах и получает на складе необходимую продукцию. В накладной будет указано:

Наименование единица измерения количество Цена, рублей сумма
Мука кг 100,00 24,00 2 400,00
соль кг 1,50 8,00 12,00
сахар кг 6,00 48,00 288,00
дрожжи кг 1,00 80,00 80,00
масло растительное кг 0,15 80,00 12,00
маргарин кг 3,50 80,00 280,00
Итого 3 072,00

Бухгалтер на основании требования накладной должен выполнить следующие действия:

  • в оборотной ведомости отразить выбытие отпущенных продуктов (это делается в конце месяца, после того как соберутся все накладные);
  • в журнале хозяйственных операций отразить отпуск в производство

Оборотно-сальдовая ведомость по счёту 10 будет выглядеть следующим образом:

Наименование Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет(покупка) Кредит (отпуск в производство) Дебет Кредит
Мука 10 000,00 120 000,00 2 400,00 127 600,00
соль 20,00 400,00 12,00 408,00
сахар 1 500,00 24 000,00 288,00 25 212,00
дрожжи 635,00 800,00 80,00 1 355,00
масло растительное 120,00 80,00 12,00 188,00
маргарин 20,00 320,00 280,00 60,00
итого 12 295,00 145 600,00 3 072,00 154 823,00

В журнале хозяйственных операций формируется проводка:

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Сумма, Рублей Документ-основание
20

(основное производство)

10 (материалы) Продукты отпущены в производство 3 072,00 Требование-накладная М-11

Сдача на склад произведённой продукции

Когда продукция готова, подписывается акт сдачи-приёма готовой продукции на склад. В нём указываются:

  • наименование готовой продукции;
  • единица измерения;
  • количество передаваемой продукции.

Подписывается акт ответственным за производство (как правило, это тот же человек, что получал материалы для производства на складе) и заведующий складом, который принимает готовый товар.

Для того чтобы учесть готовую продукцию на складе в составе товаров, необходимо сформировать согласно утвержденной на предприятии методики себестоимость.

В состав себестоимости входят не только непосредственные затраты на приобретенные продукты, но коммерческие, общепроизводственные расходы и расходы обслуживающих производств. Это заработная плата управленческого персонала, расходы на аренду складских и производственных помещений, рекламные расходы и прочее.

Пример 4. (Условия те же, что и в предыдущем примере).

Ответственный за производство  Гаврилов Н.Г. сдаёт на склад Каширину Л.В. готовые батоны. Они подписывают акт и сдают его в бухгалтерию.

Действия бухгалтера:

В бухгалтерской  справке формируется себестоимость батона нарезного и делаются следующие проводки:

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Сумма, Рублей Документ-основание
43 (готовая продукция 10 (материалы) Учтены расходы продуктов 3 072,00 Акт сдачи готовой продукции на склад
43 23 (вспомогательные производства) Списаны расходы на (воду (как для выпечки так и на технологические нужны, расходы на электроэнергию, ремонт оборудования и прочее) 50,00* Бухгалтерская справка
43 70 Расходы на заработную плату 400,00* Бухгалтерская справка
43 .02 Амортизация оборудования 10,00* Бухгалтерская справка
Итого 3 532,00

 

Таким образом на счете 43 будут учтены батоны в количестве 330 штук на общую сумму 3 532,00 рубля.

*Нормы списания затрат утверждаются конкретно для каждого вида продукции либо для единицы продукции (если производится крупный товар). Также могут быть включены расходы на рекламу и разработку товара.

Отпуск в продажу

В продажу отпускается товар по цене сформированной себестоимости плюс расходов на реализацию и необходимая прибыль.

Пример 5. Выпеченные батоны предприятие реализует оптом ИП Матвееву А.Б.. Норма прибыли установлена 25 %.  Отпуск производится по договору, оформляется УПД.

Бухгалтер Николаева А.С. сформирует в журнале учета хозяйственных операций следующую запись:

Дт Кт Содержание хозяйственной операции Сумма, Рублей Документ-основание
62 (расчеты с покупателями и заказчиками) 90.01 (Выручка от продаж) Реализован произведенный товар 4 415,00 УПД
90.02 (Себестоимость реализованного товара) 43 (готовая продукция) Списана себестоимость 3 532,00 Бухгалтерская справка-расчет

Разница между Дт и Кт счета 90 (продажи) (4 415,00 – 3 532,00 = 883,00 рубля) и составляет финансовый результат. В нашем случае – прибыль.

 

 

 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *