Как продать ООО? | Онлайн бухгалтерия Небо

Как продать ООО?

Существует множество причин, по которым предприниматель может решить продать компанию. Большинство из них в основном сводятся к тому, что дело перестало быть выгодным. Продать бизнес гораздо проще, чем ликвидировать или реорганизовывать его.
Для продажи требуется гораздо меньше документов, да и сама процедура занимает меньше времени. К тому же, продажа гораздо выгоднее, чем ликвидация. Последняя требует от предпринимателя различных денежных затрат (пусть и не больших), а в случае с продажей всё наоборот.

Покупка ООО, казалось бы, гораздо менее выгодная операция. Однако покупатели для фирм находятся всегда. В первую очередь это связано с нежеланием многих бизнесменов тратить огромное количество времени на сбор документов, оформление новой фирмы и т.п. К тому же, если продаваемая компания уже имеет достаточно прочное положение на рынке, можно будет не тратить время на её раскрутку. Таким образом, покупка компании – это самый простой способ заняться бизнесом.

В итоге получается, что продажа ООО – операция простая и выгодная для всех. Однако и здесь есть определённый нюансы и свой, установленный законом порядок. Мы расскажем о том, как всё сделать правильно, выгодно и быстро продать компанию.

Шаг 1. Принятие решения

Этот шаг обязателен при любых операций с бизнесом подобного рода, будь то ликвидация, реорганизация или продажа. Всё участники ООО должны организовать собрание и принять решение о продаже. Если у компании всего один учредитель, составляется «Решение единственного учредителя». Если в компании несколько участников, после собрания составляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Где найти покупателя?

Чаще всего такие вопросы решаются через знакомых, по связям. У вас дела идут не очень хорошо, вы подумываете о продаже, и тут какой-нибудь ваш друг или знакомый спрашивает, не хотите ли вы продать бизнес. Вы обговариваете все нюансы и заключаете выгодную сделку. Но так бывает далеко не всегда. Если вы решили продать бизнес, вы должны знать, кому будете предлагать его купить. Вариантов здесь несколько.

  • Предложить конкурентам. Если один из ваших конкурентов – крупная, расширяющаяся компания, они наверняка захотят купить ваше предприятие во-первых, для того, чтобы избавится от конкурента, а во-вторых чтобы расширить свою фирму. Но здесь нужно соблюдать осторожность. Некоторые нечестные компании под предлогом покупки выведывают у конкурентов все секреты, а потом отказываются платить. Чтобы такого не было, самую важную информацию нужно хранить в секрете до конца. И это касается не только конкурентов, но и любых покупателей вообще.
  • Специальные бизнес-форумы. Там достаточно часто появляются предложения о покупке и продаже. Вы можете разместить своё предложение в одном из обсуждений или найти там человека, предлагающего купить компанию.
  • Разместить объявление о продаже в интернете. Очень много таких объявлений на бесплатных досках. Очень популярным в последнее время стал сайт ru.

Шаг 2. Оценка стоимости компании.

Для оценки стоимости бизнеса нужны следующие данные:

  • Микроэкономические показатели региона, в котором зарегистрирована компания;
  • Стоимость имущества ООО;
  • Клиентская база компании;
  • Количество работников и уровень их квалификации;
  • Расчёт прошлых доходов;
  • Расчёты потенциально возможной прибыли.

Стоимость рассчитывается по формуле Ц=(А/С + П)*С.

А – стоимость активов компании на момент продажи.

С – средний срок, который понадобится на то, чтобы компания начала приносить прибыль будущему владельцу.

П – чистый среднегодовой доход предприятия. Обычно это показатель рассчитывается из значений последних трёх лет.

Если у предприятия есть долги, то в расчёты включают их размер и расчёты на сроки выплат. Чтобы не создавать себе лишних проблем, долги лучше всего погасить перед продажей.

Для большей ясности приведём пример.

Владельцы компании «Ромашка» решили продать бизнес. На момент продажи имеем следующую картину:

Стоимость активов компании 100000 р.
Средний срок для того, чтобы сделать бизнес прибыльным 4 года
Чистая прибыль 95000

(100000/4 + 95000)*4 = 480000 р.

Обычно всеми расчётами занимаются профессиональные оценщики. Можно провести самостоятельные расчёты, но лучше обратится к специалистам. Так сумма будет вычислена точнее, а все расчёты будут соответственно задокументированы.

Способы продажи ООО

Дальнейшие действия будут зависеть от способа продажи, который вы изберёте. Существует три основных способа:

  1. Вхождение покупателя в состав учредителей;
  2. Продажа компании через нотариуса;
  3. Продажа путём смены учредителей.

Вхождение в состав учредителей. Здесь всё происходит по следующему сценарию:

  • Покупатель вступает в ООО как новый участник;
  • Все участники (если у компании он один, то единственный участник) выходят из компании, передавая свою долю в пользу ООО;
  • Доля вышедших участников распределяется между новыми хозяевами (или сосредотачивается в руках одного хозяина).

В этом случае составляется заявление о принятие в компанию нового участника, который вносит определённую сумму, на основании которой определяется доля в компании. Вносимая сумма – это, по сути, и есть те деньги, на которые покупается ООО.

Плюсы этого способа:

  • Не нужно собирать огромное количество документов;
  • Внешние затраты на различного рода операции будут минимальны.

По сути дела здесь не заключается договор купли-продажи, поэтому юридически этот акт продажей не является. Однако это абсолютно законная процедура, очень многие предприниматели к ней прибегают.

Но есть у этого способа и минус. Такой процесс занимает больше всего времени, может длиться больше месяца.

Продажа через нотариуса.

Этот способ отличается тем, что занимает меньше всего времени. Но из всех трёх вариантов этот – самый дорогой, ведь за услуги нотариуса надо платить. К тому же потребуется собрать не мало документов.

Продажа путём смены учредителей.

Этот способ не потребует от вас больших трат, не займёт много времени, но вот документов придётся собрать достаточно много.

Вместе со всеми документами подаётся протокол о продаже долей, в котором указывается общая стоимость, покупатель. На каждого участника ООО составляется отдельный договор купли-продажи. После этого составляется протокол о снятии с должности старого генерального директора и назначении нового.

Вместе с этим в налоговую подаются 2 заявления по форме Р13001 (на регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы) и Р14001 (на внесение изменений в сведения об организации).

Шаг 3. Сбор документов

На каждый способ собирается свой пакет документов. Их список достаточно большой. Его можно легко найти в интернете или узнать, обратившись в ФНС.

Шаг 4. Подача документов

Все документы приносит в налоговую генеральный директор лично. Либо это может быть его представитель, но у него должна быть нотариально заверенная доверенность. Если прийти в ФНС по месту регистрации или прислать доверенное лицо нет возможности, документы можно отправить по почте. Но лучше всё-таки найти возможность прийти, т.к. документы по почте могут идти очень долго.

Сотрудник ФНС обязан проверить все документы и либо выдать соответствующую справку, либо отказать в приёме документов, если не хватает какой-либо бумаги или что-то заполнено неправильно.

Шаг 5. Получение документов.

В конце всей процедуры вы получаете в налоговой лист внесения изменений в ЕГРЮЛ и новый устав ООО.

Документы должны быть готовы спустя 5 рабочих дней после подачи пакета. За ними можно прийти лично, или попросить сотрудников налоговой службы отправить их по почте.

Шаг 6. Уведомление банков и контрагентов

После получения документов из налоговой банк, на котором зарегистрирован расчётный счёт, и всех контрагентов нужно поставить в известность об изменении участников ООО. Но это может сделать уже новый владелец.

 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *