«Предсказываем» выездную налоговую проверку | Онлайн бухгалтерия Небо

«Предсказываем» выездную налоговую проверку

«Предсказываем» выездную налоговую проверку

Налоговая проверка относится к событиям, которые лучше предупредить, чем оказаться в эпицентре. Практика показывает, если налоговая служба запросила документы на проверку, значит обязательно найдет, к чему «придраться» и выписать предписание либо о недоимке, либо наложить штрафные санкции.

С целью планирования выездных налоговых проверок (ВНП) разработана и утверждена приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г. концепция, которой налоговики руководствуются. В этой же Концепции прописаны основные критерии, по которым предприниматель может самостоятельно оценить, находится ли он в зоне риска попасть во внимание налоговой службы.

Показатели для оценки степени риска попасть в список ВНП

Факторы, определяющие привлекательность организации для налогового органа можно подразделить на экономические и поведенческие.

Экономические показатели:

Налоговая нагрузка предприятия.

Данный показатель не должен быть ниже, чем средний по отрасли. Информация публикуется на официальном сайте ФНС России и ежегодно в срок до 5 мая обновляется за прошедший год. В настоящий момент опубликованы данные за период с 2006 по 2016 года. В таблице ниже данные по некоторым отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности
проценты
Вид экономической деятельности 2016 год
Обрабатывающие производства
в том числе:
7,9
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 19,7
текстильное и швейное производство 7,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 7,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 2,2
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 4,3
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 11,6
Строительство 10,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
2,8
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,4
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,6
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 15,4
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 25,6

Для определения налоговой нагрузки применяют формулу:

N = Sn/Rх 100 %, где

N – налоговая нагрузка

Sn – сумма исчисленных к уплате налогов за год (согласно отчетности)

R – выручка за год (согласно отчетности)

Не включаются в сумму налогов для расчета страховые взносы и НДС, а вот НДФЛ, удержанный с заработной платы работников учитывается.

Уровень среднедушевой заработной платы

Сравнивается средняя заработная плата по предприятию со статистическими показателями по основному виду деятельности на уровне региона. Показатели можно посмотреть на официальном сайте Росстата или в статистических сборниках или бюллетенях. Можно также подать официальный запрос в территориальный орган службы статистики. Данная услуга платная.

Рентабельность

В учет берется рентабельность товаров, услуг, работ и рентабельность активов.

Рентабельность товаров/работ/услуг рассчитывается как соотношение между финансовым результатом (прибыль минус расходы) и себестоимостью проданных товаров или оказанных  услуг.

Прибыльность активов – соотношение между финансовым результатом (прибыль или убыток) и стоимостью активов предприятия. К активам относятся денежные средства на банковских счетах и в кассе, а также основные средства.

Данные по рентабельности, с которыми налоговая служба будет сравнивать полученные показатели по предприятию, также как и налоговая нагрузка публикуются на официальном сайте налоговой инспекции в разделе «Контрольная работа». Приведем некоторые из них.

 

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности

проценты
2016 год
Рентабель-ность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рента-бельность активов, %**
Обрабатывающие производства
в том числе:
10,5 6,6
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 9,6 8,4
текстильное и швейное производство 11,0 7,5
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 10,8 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева 11,6 10,3
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 20,1 16,1
Строительство 5,5 1,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
5,3 6,4
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,9 13,4
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 7,3 6,0
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1,4 5,7

 

Убытки по данным бухгалтерской отчетности в течение нескольких лет.

Если по результатам предоставляемой отчетности предприятие убыточно в течение нескольких лет, это вполне закономерно привлекает внимание налоговиков.

Скорость роста расходов, превышающая рост доходов.

Даже если предприятие не убыточно, оно всё равно может попасть в поле зрения налоговой инспекции, если в динамике расходы увеличиваются, а доходы либо на прежнем уровне, либо выросли незначительно.  В этом случае надо быть готовыми подтвердить обоснованность расходов и доказать, что доходы не скрываются. Как правило, запрашиваются первичную бухгалтерскую документацию.

Расходы приближены к уровню предельного значения показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.

В части упрощенной системы налогообложения:

  • средняя численность работников за отчетный период не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных не более 100 млн. рублей;
  • предельный размер доходов не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход:

  • площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
  • площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания не более 150 кв. метров;
  • количество имеющихся на праве собственности автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг не более 20 единиц.

А также отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

 

Приведем пример оценки вероятности налогово ВНП, основываясь на экономических показателях.

Исходные данные. Предприятие ООО «Ажиотаж» занимается розничной торговлей текстильными изделиями. Общая система налогообложения

Выручка за календарный год  — 12 500 000,00 рублей

Себестоимость реализованных товаров 10 000 000,00 рублей, включая управленческие расходы.

Управленческие и коммерческие расходы (аренда помещений, реклама и прочее) – 2 000 000,00 рублей

Сумма начисленных налогов, в том числе НДФЛ с заработной платы работников – 750 000,00 рублей.

Стоимость основных средств и уставный капитал 1 500 000,00 рублей

Расчет налоговой нагрузки:

N = Sn/R х 100 % = 750 000,00/12 500 000,00 х 100% = 0,06

По предприятиям розничной торговли налоговая нагрузка составляет 3,7 % (см.таблицу), следовательно ООО «Ажиотаж» попадает под внимание ИФНС.

Рассчитаем показатели рентабельности.

Рентабельность продаж  = (12 500 000,00 –  2 000 000,00) / 10 000 000,00 = 1,05

Рентабельность активов =  (12 500 000,00 – 10 000 000,00 – 2 000 000,00) / 1 500 000,00 = 5,67

Сравним полученные результаты

Наименование показателя По расчетным данным предприятия По данным ИФНС на официальном сайте для предприятий розничной торговли
Налоговая нагрузка 0,06 3,7
Рентабельность продаж 1,05 1,4
Рентабельность активов 5,67 5,7

Проведя анализ можно сделать вывод: налоговая нагрузка значительно ниже, чем в таблице ИФНС, но показатели рентабельности в допустимых пределах. Это значит, что скорее всего, налоговая служба возьмет предприятие на заметку, но окончательное решение о проведении ВНП будет принято по результатам анализа остальных экономических показателей, а также поведенческой модели.

Поведенческие показатели:

  • Частая смена ИФНС. Так называемая «миграция» между налоговыми службами.
  • Частая реорганизация и смена формы собственности предприятия.
  • Необоснованная цепочка контрагентов-перекупщиков.
  • Непредставление запрашиваемых ИФНС документов или объяснений.
  • Ведение бизнеса с высокими налоговыми рисками.

С данной группой показателей всё предельно понятно. Если перечисленные факты имеют место быть, предприятие обязательно привлекает внимание налоговой службы и рискует попасть в план не только камеральной (документальной) проверки, но и выездной.

Если взять в пример рассматриваемое ООО «Ажиотаж», в случае наличия одного из факторов поведенческих рисков, оно вполне может попасть под проверку ИФНС. Рекомендация для ООО «Ажиотаж» — не игнорировать запросы налоговой, если таковые поступят и провести инвентаризацию первичных бухгалтерских документов. Именно с них и начинается проверка.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *