Как и зачем проверять контрагентов

Как и зачем проверять контрагентов

Не все контрагенты те, кем кажутся

Не все контрагенты одинаково благонадежны. Встречаются мошенники, фирмы-однодневки, предприятия на грани банкротства и просто предприниматели с дурной репутацией. Одни стараются обмануть, другие причиняют неприятности. А если контрагент задолжал налоговой, могут взыскать и с вас. Прежде чем подписывать договор, удостоверьтесь, что контрагент надежен и платежеспособен.

Зачем проверять контрагентов

Подписывая договор, предприниматель берет на себя обязательства: выполняет работу, отгружает товар или переводит деньги. Неблагонадежный контрагент обязательств не выполняет, перестает отвечать на звонки или обещает «завтра с утра». У предпринимателя плывут сроки, появляется долг перед поставщиками и работниками, приходится выкручиваться.

Неплательщик налогов опасен для окружающих

Налоговый кодекс изменили, теперь налоговая взыскивает долги с того, кого найдет. Если налоговая докажет в суде взаимозависимость, вас привлекут за долги вашего поставщика или за поставщика его поставщика. Заключать сделки с теми, кто не платит налоги, опасно.

Некоторые контрагенты просто тянут время, пользуясь деньгами предпринимателя, как беспроцентным кредитом. Если им напомнить про арбитраж, они сразу начинают шевелиться. Но есть те, кто суда не боится и платить не будет. Например, фирма в процессе банкротства, денег у неё нет. Обманутый предприниматель может рассчитывать на долю с продажи имущества банкрота, но у таких должников обычно масса кредиторов.

Бывает, что договор со стороны контрагента подписывает сотрудник без доверенности или с судебным запретом на ведение бизнеса. Такую сделку суд признает несостоятельной, доказать свою правоту будет сложно. А если заключить договор с фирмой-однодневкой, налоговая не признает перечисления в её пользу за предпринимательские расходы. Тогда не получиться вычесть эти суммы из налогов.

Работа с неблагонадежным контрагентом чревата долгами, срывом сроков и потерей доверия постоянных заказчиков. Прежде чем подписывать документы, проведите анализ финансового состояния будущего делового партнера.

Как проверять контрагентов самостоятельно

Чтобы подстраховаться от неприятных сюрпризов, познакомьтесь с бизнесом будущего делового партнера поближе. Почитайте публикации в отраслевых журналах, поищите отзывы в интернете, изучите портфолио на сайте. Договоритесь о встрече с генеральным директором, съездите в офис, возьмите у него визитку. Это пригодится при проверке.

Попросите копии документов, подтверждающих существование бизнеса:

  • свидетельства о присвоении ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
  • протокол о создании объекта предпринимательства и его устав;
  • распорядительный акт о назначении или избрании лица для взаимодействия с контрагентами без доверенности.

Копии документов заверяет подписью руководитель или уполномоченный представитель компании. На подпись ставится печать, если есть.

Копии регистрационных и уставных документов защитят от утомительных споров с налоговой, если контрагент окажется компанией-однодневкой.

Следующий шаг — проверка контрагента на сайтах госорганов. Вот что нас интересует:

Когда интернет недоступен, пишем запрос в налоговую. По распоряжению Министерства финансов (письмо № 03-02-07/1-134 от 4 июня 2012), ФНС выдает по письменному запросу следующие сведения о деловых партнерах:

  • соблюдение контрагентом графика подачи налоговой отчетности, наличие фактов нарушения налоговой дисциплины;
  • наличие вынесенных налоговых взысканий;
  • своевременность расчета с бюджетом по обязательным налогам и взносам.

Автоматизация проверки контрагентов

Если вы работаете с постоянными контрагентами и редко заключаете сделки с незнакомцами, самостоятельная проверка не будет вас сильно отвлекать. Но если перепоручить эту задачу некому или сделок так много, что сотрудники не успевают, нужна автоматизация.

Рекомендуем партнера Неба — сервис Seldon.Basis.

Seldon.Basis собирает и анализирует сведения о компаниях и предпринимателях из официальных источников. В базе 22 миллиона организаций. Данные о контрагентах регулярно обновляются.

По статистике, пользователи в первую очередь проверяют свою компанию. Сервис помогает узнать о себе много нового и отслеживать изменения.

Сводный-отчет-по-Аэрофлоту
Карточка предприятия

Сервис помогает всесторонне оценить контрагента:

  • финансовые показатели;
  • соответствие правовым нормам;
  • количество арбитражных дел и наличие исполнительных производств;
  • участие в государственных контрактах;
  • историю и благонадежность владельцев и совладельцев.

Сведения по каждой компании собраны в единую карточку. Связи с дочерними и аффилированными компаниями отображаются на интерактивной схеме.

Дерево филиалов Аэрофлота
Дерево филиалов «Аэрофлота»

Чтобы проверять контрагентов в дороге или на деловой встрече, установите мобильное приложение для iPhone и Android.

Чтобы менеджеры и служба безопасности работали быстрее и комфортнее, сервис подключается к сторонним информационным системам по API. С его помощью настраиваются автоматические отчеты по благонадежности и заполнение реквизитов.

Сервис предлагает четыре тарифа на выбор: суточный, недельный, на месяц и на год. Все тарифы дают полный доступ ко всем возможностям системы. Есть пробный демо-доступ.

А еще сервис работает на одиннадцати языках. Удобно делиться сведениями с партнерами из Польши или Китая.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *