Роль и функции анализа хозяйственной деятельности на предприятии | Онлайн бухгалтерия Небо

Роль и функции анализа хозяйственной деятельности на предприятии

Роль и функции анализа хозяйственной деятельности на предприятии

Для того чтобы организация функционировала эффективно, необходимо грамотно управлять её деятельностью. Управление заключается не только в формировании штата, принятия решения о заключении договоров, утверждения объема производства и прочих ежедневных, очевидных действий. Одной из важнейшей составляющей управления является анализ.

Экономическоеанализирование хозяйственной деятельности предприятия позволяет не только эффективно управлять производственными процессами, но и вовремя выявлять проблемные моменты в жизни предприятия. Казалось бы, столь основательный подход оправдан только для крупных предприятий, ведь это сложно и не имеет практической ценности для малого бизнеса. На самом деле это самый распространенный миф. Анализировать деятельность малого предприятия нужно и вовсе не сложно. Да, оно не столь глобально, но необходимо, если руководство хочет процветания бизнеса.

Для того чтобы понять роль и функции анализа хозяйственной деятельности  (АХД) предприятия, приведем схематично функционирование организации.

Разберем данную схему на примере предприятия, специализирующегося на производстве, скажем, тротуарной плитки.

Ресурсы. У любой организации есть определенный набор ресурсов. У нашего примера это

  • производственное оборудование;
  • офисное, производственные и складские помещения;
  • материальные запасы (цемент, песок и другие, необходимые непосредственно для производства продукции);
  • денежные средства (на расчетном счете и в кассе);
  • штат сотрудников.

Управляющая система. Данная система обширна и включает в себя следующие этапы:

  • Планирование. Составляется план производства. С учетом имеющихся ресурсов принимается решение о производстве определенного объема тротуарной плитки. Помимо ресурсов учитывается возможность сбыта готовых товаров.
  • Учет и контроль. Весь производственный процесс сопровождается бухгалтерским учетом. В итоге формируются бухгалтерские отчеты и другие данные, на основе которых проводится анализ.
  • Анализ хозяйственной деятельности. Как уже говорилось выше, основным источником информации для анализа является бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств, а также другие таблицы и аналитические отчеты). То, насколько достоверным и грамотным будет бухгалтерский учет напрямую зависит качество полученных аналитических данных.
  • Принятие управленческих решений. Основываясь на проведенном анализе принимаются решения о возможной корректировке производственного плана.
Например, по данным учета произведено за 1 квартал 2 000 единиц плитки. В предыдущем году было реализовано 4 000 единиц. Таким образом, за 1 квартал произведено 50 % годового объема реализации. Целесообразно принять решение о приостановке производства. Для этого необходимо проанализировать возможный рынок сбыта, вырос ли он по сравнению с прошлым годом. Если да – производство продолжается, если нет – имеет смысл приостановить производство.

Конечный результат (выпущенная продукция). Логическим завершением производственного цикла является определенное количество выпущенной плитки. Затем цикл вновь повторяется начиная с планирования.

АХД является связующими звеном между учетом и управленческими решениями. Прежде чем принять грамотное, а главное, экономически оправданное решение, необходимо не просто ознакомиться с данными учета, но и проанализировать их. Насколько грамотно будет проведен анализ в итоге зависит успешность предприятия.

Основные задачи АХД предприятия

  • Изучение экономической деятельности предприятия.
  • Разработка и обоснование долгосрочных и краткосрочных планов развития производства.
  • Контроль за экономным использованием ресурсов.
  • Изучение влияния внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия.
  • Поиск способов увеличения прибыли и повышения эффективности использования ресурсов.
  • Выявление и оценка финансовых и предпринимательских рисков.
  • Оценка деятельности предприятия в целом.

В целом АХД – это система знаний, связанных с развитием и научным обоснованием планов, управленческих решений и достигнутых результатов. Другими словами, составленный план производства будет выглядеть не «необходимо изготовить 5 000 квадратных метров тротуарной плитки» просто потому что так захотелось, а — «исходя из производственных мощностей, мы можем осилить производство 5 000 квадратных метров плитки, а также реализовать её, основываясь на предварительной договоренности с партнерами».

АХД позволяет осознанно подходить к планированию. Причем не только в сторону увеличения и объемов, а в случае выявления возможности убытков, вовремя снизить производство или же переключиться на производство нового товара.

Другими словами АХД – это расчетная модель предпринимательской интуиции. Кто-то может придя утром в офис спонтанно решить что надо снизить производство тротуарной плитки, а увеличить объем производства бордюров и это решение окажется. А можно это же решение «просчитать».  Анализ хозяйственной деятельности именно эту возможность и даёт – просчитать и обосновать решения, которые приведут к успеху.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *