Как без юриста проверить договор с контрагентом | Онлайн бухгалтерия Небо

Как без юриста проверить договор с контрагентом

Не каждый предприниматель может позволить себе штатного юриста. Да и в большинстве случаев такой необходимости нет. Некоторые договоры вполне можно проверить самостоятельно, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Рассказываем, как это сделать.

Какие договоры можно проверить самостоятельно

Если покупаете обычные услуги с рамочным договором или заключаете соглашение с самозанятым, то реально проверить все самому. Обычно в таких соглашениях все шаблонно и нет сложных условий.

Юристы нужны для соглашений о поглощении компании или при покупке юридического лица. В подобных сделках десятки индивидуальных условий. Поэтому для таких случаев лучше нанять специалистов.

Проверьте реквизиты, подпись и печать

Документы подписывает директор на основании устава. Другие сотрудники имеют право подписывать договоры по доверенности. Желательно попросить копию доверенности и убедиться, что там прописано право ставить подпись от имени компании.

После этого проверьте реквизиты обеих сторон:

  • Название юридического лица или ИП;
  • Адрес регистрации;
  • ИНН;
  • ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • Номер расчетного счета.

Внимательно проверяйте реквизиты контрагента. Потому что если у этой компании проблемы с контролирующими органами, то проблемы могут коснуться и вас. Например, налоговики устроят проверку, если вы заключили договор с фирмой-однодневкой. Для проверки используйте сервис от ФНС.

Сверьте ИНН. Бывает так, что на рынке действуют компании с одинаковым названием ООО «Ромашка», но из разных регионов. Вы заключили договор с компанией из Москвы, а в договоре прописан ИНН компании из Нижнего Новгорода. Московская компания в суде может сказать, что не заключала соглашение с вами.

Что касается печати и подписи, то есть шанс доказать заключение договора без них. Для этого в суде предъявляют переписку по электронной почте с обсуждением деталей сотрудничества.

Убедитесь, что прописаны существенные условия 

Существенные условия договора — это юридическое понятие. Без этого договор считается незаключенным. У каждого типа договора свои существенные условия. Например, для поставки товара:

  • Предмет договора: количество, цена, технические характеристики и название товара. 
  • Срок поставки: Дата, когда товар должен оказаться у покупателя. 

Если заключаете договор аренды, то там прописывают размер платы, адрес,площадь, цену, кадастровый номер помещения. 

Перед соглашением найдите в поисковых системах существенные условия для вашего типа договора. После этого проверьте прописаны ли они в документе. Качество товара не входит в существенные условия, но лучше их прописать. Иначе можно нарваться на поставку бракованной продукции, но доказать этого не получится.

Закрепите права, обязанности и ответственность сторон

Обычно эти пункты идут друг за другом. Убедитесь, что написанное совпадает с тем, о чем договорились на словах. Если обговорили, что день просрочки стоит 2000 рублей, то в договоре не должно быть суммы в 5000 рублей.

Условия не должны противоречить закону «О защите прав потребителей». Например, по закону, покупатель имеет право вернуть товар в течение 14 дней. Поэтому в договоре не должно быть других сроков.

В любом случае стороны могут прописать любые условия. Главное, чтобы участники соглашения не были против.

Определите, как разрешать споры

Иногда между предпринимателями случаются конфликты. Для этого в договоре прописывают, как разрешаются споры. Есть 2 условия:

  • Претензия. В этом пункте прописывают, как стороны направляют друг другу претензионные письма. Например, с помощью заказного письма, а не электронным способом.
  • Суд. Здесь прописывается регион, в котором будет рассматриваться судебное дело.

Обычно стороны выбирают суды в городе, где работают компании или какой-то третий вариант, который всех устроит. Некоторые, наоборот, выбирают город далеко от компаний. Чтобы у контрагентов не появилось желание доводить дело до судебного разбора.

Выберете способ для коммуникаций

В этом пункте договариваются, как партнеры обмениваются деловой информацией. Если все диалоги проходят в электронной почте, то прописывают конкретный e-mail. Если в мессенджерах, то указывают username или номер телефона.

Что такое рамочный договор

Это стандартные договоры на общих условиях. Например, сетевой ритейл покупает у производителя сыр. В проекте договора пишут, что магазин закупает определенные сорта сыра, но количество и цену прописывают в заявке. То есть производитель заключил договор, а раз в неделю из магазина приходит заказ на нужное количество сыров.

Главное в договоре — чтобы обе стороны понимали о чем договорились. Соглашение составляют не для юристов, а чтобы предприниматели спокойно выполнили свои обязанности. Поэтому прописываете суть:

  • Кто участвует в договоре;
  • Что стороны обязаны сделать;
  • Сколько это стоит;
  • В какие сроки надо уложиться.

И не включайте в договор лишнюю информацию. Например, не цитируйте законы:они действуют по умолчанию. И просто не забывайте читать все, что подписываете.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *