Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает в бизнесе? | Онлайн бухгалтерия Небо

Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает в бизнесе?

Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает в бизнесе?

По данным профессиональной соцсети LinkedIn, эмоциональный интеллект (EQ) входит в топ-5 востребованных навыков в 2020 году по мнению ведущих мировых компаний. Рассказываем, что такое EQ и чем он полезен для предпринимателей.

Что такое эмоциональный интеллект?

Исследование от Talentsmart показало, что успех, эффективность и продуктивность на рабочем месте почти на 60% зависят от степени развития эмоционального интеллекта. Ученые приводят такую статистику: люди с высоким EQ получают почти на $30 000 в год больше, чем те, у кого он развит слабо. 

В России эмоциональный интеллект по-прежнему недооценивают: более 23% руководителей уверены, что эмоциям в бизнесе не место (данные опроса HeadHunter на Первой российской конференции по эмоциональному интеллекту в 2011 году).

Что же такое EQ? Само понятие появилось в начале XX века, но интерес ученого и бизнес-сообщества привлекло в 90-х годах. В это время ряд американских исследователей обнаружили, что люди со средним уровнем IQ показали лучшие результаты в бизнесе, чем специалисты с высоким IQ. Пытаясь разобраться в причинах, исследователи установили, что критически важным отличием успешных предпринимателей является наличие эмоционального интеллекта.

П. Сэловей и Дж. Мэйер предложили понимать под эмоциональным интеллектом совокупность навыков, с помощью которых можно точно оценивать происходящее, выражать, использовать и регулировать эмоции, причем не только свои, но и окружения. 

Вот как это происходит на практике по мнению представителей российского бизнеса:

  • совладелец ГК «Миррико» Рустам Рамазанов подчеркивает, что EQ позволяет ему понять, каким нужно быть в определенный момент, а также полностью соответствовать этому образу;
  • управляющий партнер «Первый БИТ» Сергей Ложкин уверен, что эмоциональный интеллект помогает считывать эмоции окружающих лиц, подстраивать собственные чувства под ту или иную ситуацию;
  • партнер Almond Consulting Юлия Скидан считает, что EQ – это, прежде всего, адекватность и вменяемость, без которых невозможно представить успешные переговоры.

Психологи отмечают, что чем больше в деятельности компании занимает доля услуг, тем важнее для бизнеса становится «прокачка» и использование эмоционального интеллекта. Там, где успех и прибыль напрямую зависят от взаимоотношений, коммуникаций и эмоционального восприятия бренда, развитый EQ дает массу преимуществ.

Чем эмоциональный интеллект полезен для предпринимателей?

EQ в бизнесе – это:

  • самоанализ, возможность понимать собственные чувства. Например, если менеджер по продажам не справляется с обязанностями, самоанализ позволит обнаружить эмоции, препятствующие успеху (страх, неуверенность, злость, равнодушие);
  • способность выражать чувства или маскировать их. В этом качестве эмоциональный интеллект проявляется, например, при решении конфликтов с клиентами, когда важно сдерживать собственную агрессию и корректно вести беседу;
  • эмоциональная чуткость, способность улавливать и распознавать эмоции окружающих. Это позволяет заранее выстраивать стратегию переговоров, предвосхищать ожидания клиентов, подбирать эффективные аргументы и стиль поведения.
  • Умение действовать с учетом эмоций и чувств других людей, управлять эмоциональным настроем: вдохновлять и воодушевлять, «гасить» конфликты на корню.

В исследовании института психологии РАН ученые изучили профессиональные навыки более 3 тысяч человек, представляющих разные сферы деятельности. Их интересовало, как специфика работы влияет на уровень эмоционального интеллекта. Оказалось, что наибольшие показатели встречаются у пилотов и предпринимателей.

  • Бизнесменам часто приходится принимать решения в сложных, зачастую стрессовых условиях. EQ позволяет управлять эмоциями, действовать осознанно, использовать собственные чувства как дополнительный ресурс. Например, ситуация может не только вывести предпринимателя из себя, но и заставить «перелопачивать» один инструмент за другим, чтобы найти нужное решение или информацию.
  • Без эмоционального интеллекта невозможно представить лидеров. EQ отвечает за коммуникативные навыки, гармоничные отношения с окружением. Чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем больше людей (партнеров, коллег, конкурентов) предприниматель может включить в свою «зону подчинения». Лидер с развитым EQ может вдохновлять, направлять эмоции людей в нужное русло, гасить негативные явления – панику, неуверенность, суету, страх.
  • Обладая эмоциональным интеллектом, человек может видеть причинно-следственные связи между событиями и собственными чувствами, планировать свою деятельность в компании.

Наконец, эмоциональный интеллект положительно влияет на экономические показатели бизнеса, особенно если он сосредоточен в сфере продаж. Эмоциональная компетентность позволяет понимать потребителя, максимально соответствовать его ожиданиям, убеждать и завоевывать лояльность.

Можно ли развить эмоциональный интеллект?

Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» отмечает, что за уровень EQ отвечают как врожденные факторы (в том числе генетическая предрасположенность), так и приобретенные – воспитание, качество образование, социальный статус. Эмоциональный интеллект в той или иной мере заложен в каждом, поэтому человеку, а особенно предпринимателю, очень важно развивать и использовать его наиболее эффективным образом.

  1. Первый шаг к успеху – анализ сильных и слабых сторон личности, определение зон роста. Начать можно с консультаций специалистов или прохождения специальных тестов.
  2. Второй этап – практические занятия. Нужно улавливать и анализировать эмоции: свои, коллег, клиентов, партнеров, руководства. Главная задача – «поймать» эмоцию и понять, что стало её причиной, определить наиболее эффективный вариант реакции на это состояние.
  3. Удобнее всего фиксировать наблюдения в дневнике. Специалисты рекомендуют каждые 2-3 часа анализировать собственные эмоции, оценивать их. Заносите в дневник собственные чувства, причины такого состояния – например, раздражающие факторы.

Осознанный подход позволит контролировать эмоциональное состояние, поможет понимать и управлять настроением и переживанием окружающих людей. Вы сможете находить взаимосвязи между продуктивностью и эмоциями, научитесь создавать нужный настрой не только у себя, но и у тех, с кем общаетесь или работаете. 

Почему об эмоциональном интеллекте заговорили именно сегодня?

Информационная эра принесла немало сюрпризов бизнесу: увеличилась скорость обмена информацией, внешняя среда стала более динамичной, появились новые вызовы и угрозы. Кризисы, спады в экономике, санкции, изменения законодательства – на все эти изменения предпринимателям нужно реагировать, разрабатывать и внедрять эффективные решения.

Любые изменения – это всегда негативные эмоции: страх, неуверенность, усталость, постоянный стресс. Чем выше скорость изменения, тем интенсивнее переживания, тем больше их эмоциональная палитра. В итоге рождается сопротивление: предприниматель и его окружение чувствуют раздражение и досаду, тревогу и растерянность, злость, неудовольствие, теряют уверенность в собственных силах, в успехе общего дела. 

Эмоциональный интеллект помогает разложить сопротивление на отдельные эмоции, чтобы точечно воздействовать на причины этого состояния, а не бороться глобально с падением доходов, мотивации и пр. 

EQ сегодня помогает не только определять эмоции и их причины, но и выстраивать стратегию воздействия на источник эмоций, менять эмоциональный фон внутри коллектива, решать прикладные задачи бизнеса. 

На смену прошлым поколениям приходят новые люди. Они не воспринимают устаревшие подходы к мотивации, им сложнее делать над собой усилие, если что-то идет не так. Если подстегнуть у таких сотрудников интерес, они демонстрируют высокую продуктивность, обучаемость. Поэтому в ход идут приемы вроде геймификации, с помощью которых в рутинные процессы добавляются эмоции (радость, азарт, приятное ожидание, интерес).

Эмоциональный интеллект – это то, что должен уметь и развивать в себе любой руководитель, если он заинтересован в управлении ресурсным состоянием сотрудников.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *