Владельцы бизнеса привыкли, что клиенты пишут отзывы в интернете. Многие ориентируются на это при выборе товаров или услуг. Но параллельно действуют мошенники, которые придумывают негативные отзывы и просят деньги, чтобы их удалить. Генеральный директор юридической компании «Бизнес-Право» Николай Смороков рассказывает, что делать в такой ситуации.
Предприниматели знают про сайты для отзывов. Клиенты оставляют мнение о компании и оно не всегда позитивное. Но бизнесмены на этих ресурсах могут выяснить причину негатива, и отработать его в свою пользу.
Например, все знают про сайт otzovik.com с кучей отзывов от реальных пользователей. А мошенники создают копию ресурса, и появляется otzovik.pro, где сообщения оставляют непонятные аккаунты.
«Судя по сайту, создатели используют базы ЕГРИП и ЕГРЮЛ и заводят анкету для компании (возможно, базы подгружаются на сайт автоматически из открытых источников). В моем случае негативные отзывы были написаны с минимальной конкретикой и основывающиеся на оценочных суждениях. А это значит, что согласно п. 9 ППВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» оспорить в суде подобные комментарии будет очень сложно. Например, фраза «Судя по отзывам об этой компании в интернете — она не вызывает никакого доверия». Данное высказывание не содержит фактов, которые можно было бы оспорить в суде, а также оскорбительных формулировок. Поэтому негативная оценка есть, а оспорить ее в суде будет проблематично».
Затем предприниматель получает письмо от компании, которая занимается репутацией в интернете. В письме ссылки на негативные отзывы и предложение решить эту проблему: удалить отзывы за деньги.
«Сначала захотел что-то ответить, потому что авторы отзывов к нам не обращались. Но потом просто поискал информацию об этом сайте и понял, что это обычные мошенники. Таким нельзя платить, потому что сработает стандартная формула: если заплатили один раз, то будете платить снова и снова».
Действительно, в сети есть обсуждения этого сайта. Предприниматели рассказывают, что диалоги с администраторами ресурса не привели к чему-то хорошему. Владельцы компаний получили оскорбления, угрозы и шантаж.
Название сайта может заставить смутиться. Все-таки «otzovik» — известный бренд, но это всего лишь подделка. На этом сайте нельзя получить реальную информацию от автора отзыва. Например, дату и время покупки. Поэтому лучше просто проигнорировать этот сайт, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание.
«Думаю, что можно просто не обращать внимания, и тогда они затеряются в «информационном шуме» интернета. А для особо мнительных я бы рекомендовал зайти и посмотреть статистику запросов в сервисе Wordstat: сколько людей ищет отзывы о вашей компании. Потом посмотреть на каких позициях сайт с негативными отзывами. А после этого попытаться здраво оценить так ли велик ущерб от этой критики. Если отзывы о вас ищет 20-30 человек в месяц, а сайт мошенников не попадает в топ выдачи, то постарайтесь оценить вероятность попадания потенциального клиента на этот сайт и шанс того, что после этого вы его потеряете».
Но вот с отзывами на других ресурсах нужно работать. Отслеживайте, отвечайте пользователям и переводите негатив в позитив. Так вы покажите потенциальным клиентам, что заботитесь о клиентах.
Некоторые хотят как-то наказать мошенников, но это вряд ли получится. Отзывы составлены нейтрально и без конкретики, поэтому привлечь в суд за клевету не получится. Да и вряд ли удастся найти реальных владельцев сайта.
Пример отзывов на сайте мошенников.
Роскомнадзор тоже не заблокирует этот сайт без решения суда. Потому что он не нарушает закон и правила контента. Поэтому если получили письмо с предложением удалить негативные отзывы, то просто не отвечайте. И никогда не платите мошенникам!