Госзакупки 2022: что поменялось в 44-ФЗ и 223-ФЗ с 1 июля | Онлайн бухгалтерия Небо

Госзакупки 2022: что поменялось в 44-ФЗ и 223-ФЗ с 1 июля

Госзакупки 2022: что поменялось в 44-ФЗ и 223-ФЗ с 1 июля

Начало года обернулось спадом во многих сферах бизнеса. Не стали исключением и госзакупки. Рассказываем, как сегодня обстоят дела с аукционами и торгами, и рассмотрим основные изменения, вступившие в силу с 1 июля 2022 года.

Статистика по госзакупкам за 1 полугодие 2022 года

Промежуточные итоги за 2022 год показывают рост: за первое полугодие объем госзакупок вырос на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (до 5 трлн р.), а объем закупок госкомпаний, наоборот, уменьшился на 58% (до 4,3 трлн руб.). Всего за шесть месяцев этого года заказчики разместили более 1 млн извещений о проведении закупок, что на 3% выше, чем в прошлом году. 

Рост показателей особенно впечатляет на фоне мартовского спада: из-за санкций в отношении российской экономики количество закупок во всех отраслях резко сократилось, а число несостоявшихся торгов, наоборот, стало нарастать. Эксперты прогнозировали ухудшение ситуации из-за проблем с импортными поставками – складские запасы компаний быстро пустели.

Пожалуй, именно март стал самым серьезным испытанием для госзакупок: доля несостоявшихся торгов достигла минимального значения за два последних года. Наибольший спад показали закупки дорожной и спецтехники, медицинских товаров, продолжился и строительный спад (рост доли несостоявшихся сделок в этой отрасли начался в 2021 году, но в марте 2022 достиг максимальных значений).

Тем интереснее результаты за первое полугодие:

  • закупки крупных компаний у МСП выросли на 5%;
  • в лидерах сегмент текстильной продукции – количество закупок выросло в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года;
  • объем госзакупок в сфере IT увеличился на 13,5% (до 126,54 млрд руб.);
  • в некоторых регионах рост закупок во многом опережает показатели по стране: к примеру, в Башкирии за первое полугодие провели более 185 тыс. закупочных процедур на сумму 84,1 млрд руб. Это на 44% и 42% выше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. 

Наибольший спад по итогам первых 6 месяцев года отмечается в сфере логистики и гостиничных услуг: объем госзакупок по этим направлениям сократился на 63,58% и 48% соответственно. 

В целом наметился рост числа закупок госзаказчиков и госкомпаний: только за июль их стало больше на 15% и 23% соответственно, чем в июне. Госкомпании за минувший месяц провели на 18% больше закупок.

Основные изменения в 223-ФЗ

Новые правила описания предмета закупки

При составлении описания нельзя включать требования или указания на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты и пр., так как это необоснованно ограничивает количество участников закупки. До недавнего времени в список запретов попадала и страна происхождения товара. Однако федеральный закон №104-ФЗ исключил из ст. 3 подобное требование, поэтому при составлении заявки в описании предмета закупки можно оговаривать страну происхождения.

Неконкурентные закупки для МСП 

Согласно п.20. (1) Постановления Правительства № 1352, заказчики через электронные площадки могут проводить неконкурентные закупки у субъектов малого и среднего бизнеса. Схема работы при этом выглядит следующим образом:

  • субъекты МСП размещают на электронной площадке (входящей в установленный законом перечень) свои предложения о товарах, услугах или работах;
  • заказчик публикует свои требования к исполнителю, а также информацию о закупке;
  • оператор площадки подбирает подходящие предложения от бизнеса и передает их на рассмотрение заказчику;
  • заказчик выбирает поставщика и заключает с ним договор в электронной форме.

Договора «под ключ» в сфере строительства, проектирования и капремонта

В статье 3.3-1 223-ФЗ появились следующие изменения:

  • законодатели уточнили, что именно следует считать результатом выполненной работы по договорам строительства или реконструкции;
  • разрешили объединять в одном контракте проектирование, инженерные изыскания, строительные работы, а также мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту;
  • позволили при необходимости включать в контракт поставку оборудования, необходимого для эксплуатации объекта.

Пополнение Реестра недобросовестных поставщиков

Закон разрешил включать в РНП юридических лиц и ИП, отказавшихся в одностороннем порядке от исполнения взятых на себя обязательств из-за того, что заказчик попал под санкции или меры ограничительного характера. 

К примеру, заказчик разместил заказ на IT-оборудование, но потом попал под санкции. Поставщик, опасаясь, что ограничения могут коснуться и его из-за сотрудничества с «подсанкционной» компанией, разрывает контракт и отказывается поставлять оборудование или ПО. В этом случае:

  • в течение 2 дней с момента отказа заказчик может отправить в ЕИС обращение;
  • ФАС рассмотрит жалобу;
  • если факт необоснованного срыва контракта подтвердится, поставщика внесут в РНП.

В дальнейшем поставщики, включенные в РПН, не смогут участвовать в госзакупках, так как большинство заказчиков обязательно прописывают в условиях заявки ограничение об отсутствии исполнителя (подрядчика, поставщика) в РНП.

Изменения в 44-ФЗ

Введены категории риска для заказчиков

Со второго полугодия 2022 года проверки заказчиков по госконтрактам будут делить по категориям риска с учетом количества:

  • проведенных закупок с жалобами на нарушение законодательства;
  • внеплановых проверок по жалобам участников закупок;
  • неисполненных предписаний;
  • случаев невключения поставщиков в РНП из-за одностороннего расторжения контракта заказчиком.

Всего категорий риска три: высокий, средний и низкий.

Электронная процедура расторжения контракта

Любые действующие и новые контракты, заключенные по результатам электронной процедуры, стало проще расторгнуть в одностороннем порядке. Теперь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, уведомление о расторжении можно провести через ЕИС. Требование о «бумажном» расторжении (под расписку, заказным письмом) сохранилось лишь для контрактов с единственном поставщиком по ст. 93 (кроме ч.12 ст. 93).

Новые требования к независимой гарантии

Для закупок, участниками которых выступают только субъекты МСП, в качестве обеспечительных мер могут использоваться независимые гарантии, выданные:

  • банками из Перечня Минфина;
  • госкорпорацией «ВЭБ.РФ»;
  • фондами содействия кредитованию;
  • Евразийским банком развития, если участник закупок – это юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства, входящего в ЕАЭС, либо физическое лицо с гражданством государства, входящего в этот союз.

Вот лишь некоторые изменения:

  1. В гарантии должно быть прописано условие, что гарант обязуется выплатить суммы, причитающиеся заказчику, в течение 10 рабочих дней с момента предъявления требований.
  2. В случае задержки выплат за каждый день просрочки начисляется неустойка в размере 0,1% от суммы требований.
  3. Для обеспечения заявки срок действия гарантии – не менее 1 месяца с момента окончания срока подачи заявок на участие.
  4. Для обеспечения договора  срок действия гарантии – не менее 1 месяца с момента истечения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) перед заказчиком. 

До 1 октября 2022 года все заказчики должны привести свои положения о закупках в соответствии с новыми изменениями. 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.