Как безопасно рассчитываться с самозанятыми? | Онлайн бухгалтерия Небо

Как безопасно рассчитываться с самозанятыми?

Как безопасно рассчитываться с самозанятыми?

Заказчик должен получить от исполнителя правильно оформленный чек, чтобы занести вознаграждение самозанятого в статью расходов. Каждый чек — это фискальный документ, в котором должны присутствовать обязательные реквизиты. Рассказываем, какую информацию нужно отразить в чеке, и что делать, если самозанятый допустил ошибку.

Обязательные реквизиты

По данным ФНС, число плательщиков НПД по сравнению с январем 2021 года выросло более чем в 2 раза – с 1,6 млн до 3,5 млн чел. С начала действия специального налогового режима самозанятые заработали свыше 525 млрд руб. и сформировали более 419 миллионов чеков. При этом средний чек составил 1250 руб.

Получается, что бизнес все чаще прибегает к услугам самозанятых, а значит, предприниматели должны знать, как выглядит правильный чек. Согласно п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ фискальный документ должен содержать:

  • название документа (то есть, само слово «чек»);
  • дату и время расчета;
  • ФИО и ИНН исполнителя;
  • указание на налоговый спецрежим;
  • наименование товаров, услуг или работ, за которые поступила оплата;
  • сумму расчета;
  • наименование и ИНН покупателя: этот реквизит формируется, если в этой роли выступает организация или ИП;
  • наименование и ИНН посредника – например, банка или электронной площадки, которые представляют интересы плательщика НПД в ФНС;
  • QR-код;
  • уникальный идентификационный номер чека – его присваивает налоговая в момент формирования фискального документа.

Кроме этого, самозанятый в описании товара (услуги, работы) может указать реквизиты договора ГПХ и другую поясняющую информацию: например, «Оплата по договору №1212 от 05.01.2021 за доставку груза по адресу ул. Ленина д. 46 кв. 55».

Варианты передачи чека

Самозанятый может сформировать чек как в приложении «Мой налог», так и с помощью ПО посредника – банка или торговой площадки. Согласно  п. 5 ст. 14 закона № 422-ФЗ передать чек можно тремя способами:

  1. Отправить сам чек или его скриншот по электронной почте, в мессенджер.
  2. Продемонстрировать чек на экране своего устройства, чтобы заказчик мог считать QR-код и получить необходимую информацию.
  3. Распечатать чек на бумаге и передать его заказчику (письмом, из рук в руки, через курьера и пр). 

Формат передачи выбирается в приложении на стадии оформления чека, поэтому если заказчик хочет получить чек определенным способом, то лучше заранее оповестить об этом исполнителя.

Часто встречающиеся ошибки при оформлении чеков

Процедура оформления чека реализована таким образом, что пропустить этап внесения реквизитов невозможно. Однако при ручном вводе сведений часто возникают ошибки.

  • Неверно указана сумма расчета

Если самозанятый не до конца разобрался с тем, как функционирует спецрежим, то в чеке может встречаться сумма расчета за вычетом 6% налога. К примеру, предприниматель оплатил услуги на 1000 руб., а в присланном чеке указаны всего лишь 940 руб. 

  • Ошибка в сведениях о заказчике

Плательщик НПД может формировать чеки для физических лиц и организаций: в первом случае ИНН не указывается, а во втором – обязателен. Если заказчиком выступает ИП, то чек следует выставлять как для организации: исполнители порой об этом не знают и выбирают позицию «Физическое лицо». 

Кроме этого, ошибка может возникнуть при участии посредника, который занимался организационной работой, но не являлся заказчиком (и соответственно, ничего не оплачивал). Например, ИП Иванов обратился в кадровое агентство, чтобы ему подобрали 2-3 курьеров для срочной доставки заказов покупателям. Один из курьеров, получив оплату, отправил чек не предпринимателю, а кадровому агентству.

При оформлении чека должен быть указан тот же заказчик, что и в договоре ГПХ.

  • Ошибка в ИНН

Из-за опечатки можно оформить чек на другую организацию, поэтому важно проверить каждую цифру.

  • Неверно указано наименование товара, услуги или работы

Вариантов несколько: самозанятый выбрал не тот пункт из списка, не уточнил, какую именно работу выполнил, либо просто сослался на договор: «Оплата по договору». ФНС может увидеть в этом признаки подмены трудовых отношений, инициировать внеплановую проверку, причем как исполнителя, так и заказчика. 

Как исправить ошибки в чеке

В приложении «Мой налог» предусмотрена функция аннулирования чека. Это можно сделать в двух случаях:

  • при возврате полученной суммы – фискальный документ удаляется полностью;
  • в случае некорректно введенных сведений – приложение сформирует новый чек с прежней датой.

Важно заметить ошибку до того, как истечет срок договора, а сама сделка будет закрыта – в этом случае исправить данные будет невозможно, а организация не сможет использовать чек при расчете налога на ОСН или УСН «Доходы – расходы».

Эксперты советуют мониторить состояние чека в течение месяца с момента получения – то есть, до тех пор, пока самозанятый не оплатит налог с полученных доходов. Это исключит ситуации, когда недобросовестные исполнители аннулировали чеки после передачи информации в бухгалтерию заказчика. Если же подобная ситуация произошла, то компании придется начислять НДФЛ и взносы, так как ФНС посчитает, что деньги выплатили физическому лицу без статуса самозанятого.

Общие рекомендации

Чтобы обезопасить расчеты с самозанятыми, нужно:

  1. Проверить, действительно ли данное лицо является самозанятым: сделать это можно на сайте налоговой службы. 
  2. Заключить договор ГПХ с выбранным исполнителем. В тексте обязательно указать, что в роли исполнителя выступает плательщик НПД, а заказчик освобождается от обязанности по уплате налогов и сборов согласно п. 8 ст. 2 закона № 422-ФЗ. Кроме этого, в договоре прописывается, что самозанятый обязан предупредить заказчика о прекращении деятельности и снятии с учета заранее. Подробнее – в нашей прошлой публикации.
  3. В день оплаты убедиться, что исполнитель все еще является плательщиком НПД.
  4. Получить чек и проверить правильность его заполнения, наличие всех реквизитов. Для ФНС наличие чеков обязательно – без них учесть сумму расходов на оплату вознаграждения самозанятого не получится. Любые акты выполнения работ считаются лишь дополнением к чеку и не могут его заменить (п. 8-10 ст. 15 закона № 422-ФЗ). Отправлять и хранить чек можно в любой форме. Электронный и бумажный фискальный документ равносильны.
  5. В случае обнаружения ошибок – попросить исполнителя аннулировать чек и заполнить новый с той же датой. Система это позволяет.
  6. В течение месяца проверять актуальность чека – это можно сделать по уникальному идентификационному номеру. 

Вы также можете ознакомиться с другими нашими советами по теме безопасного сотрудничества с самозанятыми.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *