Как выйти из кризиса: три работающие стратегии для малого и среднего бизнеса | Онлайн бухгалтерия Небо

Как выйти из кризиса: три работающие стратегии для малого и среднего бизнеса

Как выйти из кризиса: три работающие стратегии для малого и среднего бизнеса

В условиях кризиса малый и средний бизнес не могут ориентироваться исключительно на меры поддержки от государства. В сложной ситуации необходимо искать новые возможности развития и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. Какие же стратегии выживания действительно работают? Давайте разбираться.

В чем недостатки и преимущества МСП перед лицом кризиса?

Агентство JP Morgan Chase в своих исследованиях убедилось, что основная проблема, возникающая у субъектов малого и среднего бизнеса — это отсутствие или малый размер «финансовой подушки». Недостаток наличности и резервных фондов негативно сказывается на безопасности и выживаемости. 

Это подтверждает и российская статистика: у более чем половины компаний нет денег на оплату труда сотрудников, у 40%  не хватает средств на расчеты с арендодателями, а чуть более 39% отмечают задержку платежей и денежных переводов со стороны контрагентов.

При этом МСП по сравнению с крупными компаниями проявляют большую гибкость, легко адаптируются к любым изменениям рынка, могут видоизменять бизнес-модели и оптимизировать систему доходов и расходов. Это особенно важно в кризисной ситуации, когда гибкий подход является ключом к выживанию.

Стратегия №1: ставка на онлайн

Если вы еще не успели оценить преимущества цифровизации, настало самое время озаботиться процессами трансформации. В онлайн переходят  театры и музеи, зоопарки и даже бары. 

Главная задача — создание нового развлекательного или полезного контента, удержание, а иногда расширение целевой аудитории. К примеру, фитнес-клубы выкладывают сначала бесплатные пробные занятия, а затем рекомендуют абонентскую подписку и персональные онлайн-тренировки.  

Сейчас можно пробовать и воплощать самые смелые идеи, выходить за рамки привычных стандартов. Совладелец платформы «Синхронизация» Мария Бородецкая отмечает, что с приходом кризиса им удалось скоординировать работу более 70 лекторов, перевести до 80% корпоративных клиентов на дистанционный формат, а также значительно расширить географию работы (не только Москва, но и вся Россия). 

Многие продукты, не востребованные в офлайне, неожиданно «выстрелили» в новых условиях. Например, на курс лекций по философии с начала марта было продано 1000 абонементов (тогда как раньше в месяц проводилось не более 2-3 лекций на эту тему).

Сделал ставку на онлайн бренд одежды и обуви TWINKLE STORIES: когда московский розничный магазин перестал приносить прибыль, продажи организовали через сайт, подписали договор сотрудничества с Wildberries, планируют реализовывать продукцию через Lamoda. Помогло и снижение курса национальной валюты: существенно вырос процент заказов от иностранных покупателей.

ИП и ООО должны сдавать отчеты в контролирующие органы. Используйте для этого Небо. Отчеты будут без ошибок и 100% дойдут до ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Зарегистрироваться!

Стратегия №2: тотальная оптимизация затрат

Специалисты сервиса аналитики и финансового учета Adesk предложили бизнесу максимально сократить расходы, при этом без ущерба для компании в целом:

  • Стоит поработать с одной из основных статей затрат – арендой. Кризис наглядно продемонстрировал, что дистанционная работа — это реалии сегодняшнего дня, эффективный и экономически привлекательный подход к организации деятельности компании. Телеконференции, виртуальные рабочие пространства позволяют сэкономить на аренде весьма существенные деньги. 
  • Не лишними станут и меры господдержки (в том числе в отношении отсрочки арендных платежей).
  • Самое время пересмотреть тарифы РКО: в условиях кризиса многие банки предлагают льготные пакеты услуг.

Можно перераспределить имеющиеся ресурсы, к примеру, перевести часть персонала на другие должности. Так поступили  многие рестораны Санкт-Петербурга: кассиры, официанты, бармены стали работать курьерами и доставлять еду заведения клиентам на дом. 

Хорошие результаты дает и диверсификация: многие швейные производства начали выпуск многоразовых масок, снизив тем самым негативные последствия спада спроса на одежду и аксессуары.

Стратегия №3: разработка социальных продуктов и взаимовыручка

Один из учредителей проекта «Кухня на районе» Кирилл Родин отмечает, что в нашей стране кризис — это всегда сложное, многоплановое испытание. Помимо пандемии, на ситуацию в бизнесе влияют постоянные санкции, «нефтяная война» магнатов и еще с десяток внешних факторов. В этих условиях люди стремятся сокращать лишние траты, обдуманно подходить к потреблению.

Поэтому и выигрышной стратегией, по мнению Кирилла, станет ориентация на выпуск «социальных продуктов». Недорогие товарные альтернативы, которые будут по карману всем слоям населения. За два дня ребята разработали продуктовый набор из пяти блюд, общим весом 1,5 кг. Это дневной рацион одного человека. Продажи идут практически по себестоимости (за 492 рубля): за первые два часа с момента появления набора в каталоге компании покупатели приобрели 1,6 тысячи наборов.

Проекту удалось не только самому остаться на плаву, но и помочь многочисленным партнерам. Кирилл с товарищами запустили вариант виртуального агрегатора: они самостоятельно готовят продукцию по техкартам других ресторанов, развозят ее по домам (сохраняя бренд партнера на упаковке). При этом рестораны-партнеры получают 10% от объема выручки. 

Это стало настоящей палочкой-выручалочкой для совсем небольших заведений общепита. Например, как ресторан «Дизенгоф99». За три дня партнерства заведению удалось заработать 17 тысяч рублей. При этом владельцы заведения потратили лишь немного времени на освещение условий акции на своей странице и в социальных сетях.

Что еще следует предпринять, чтобы остаться на плаву?

Соучредитель компании по производству мебели и предметов интерьера «Сканди Соул» Аня Григорян уверена, что в кризис не стоит цепляться за одну стратегию. Выжить и даже выйти в плюс поможет гибкость, умение комбинировать все рабочие «фишки» и подходы. 

Вот только некоторые инструменты, которые «Сканди Соул» уже использовала за первые месяцы пандемии:

  • обращение за господдержкой и субсидиями;
  • оформление «арендных каникул»;
  • оптимизация затрат на фурнитуру и расходные материалы, поиск новых поставщиков;
  • разработка и продвижение собственного сайта, активная работа с социальными сетями;
  • выход на маркетплейсы «Беру», Wildberries, Ozon;
  • разработка линейки качественной, но дешевой мебели.

Аналогичного мнения придерживается и владелица компании, выпускающей авторские сувениры, Дарья Зарыковская. В ее «план спасения бизнеса» входит отказ от аренды помещений, снижение расходов, а также переориентация на выпуск бюджетной продукции. Важной стала работа в онлайне, в том числе в социальных сетях: для подписчиков регулярно проводятся акции, розыгрыши, устраиваются конкурсы. 

А какую стратегию вы считаете оптимальной? Что действительно поможет малому и среднему бизнесу не только остаться на плаву, но и начать зарабатывать в это непростое время? Расскажите в комментариях! 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

1 Комментарий

  1. Валентина С.:

    В костюме с отливом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *