Камеральная проверка в 2022 году: что нужно знать малому бизнесу? | Онлайн бухгалтерия Небо

Камеральная проверка в 2022 году: что нужно знать малому бизнесу?

Камеральная проверка в 2022 году: что нужно знать малому бизнесу?

Мораторий на проверки бизнеса, действующий в 2022 году, не коснулся камеральных проверок: они проходят в обычном режиме в соответствии с НК РФ. Рассказываем, какие документы имеет право запрашивать налоговая, в какие сроки нужно передавать бумаги, а также что делать, если вы не согласны с результатами проверки.

Что проверяет ФНС

Камеральная проверка – это изучение деклараций и других документов. Процедура проводится автоматически каждый раз, когда ИП или юридическое лицо передают декларации в ИФНС: например, по НДС, налогу на прибыль, налогу по упрощенке и пр. Цель проверки – убедиться, что в представленной отчетности нет ошибок, расчеты выполнены верно, а налогоплательщик ничего не должен государству. Все нюансы проведения камералки регулируются ст. 88 НК РФ.

Во время проверки налоговики обращают внимание на следующие моменты:

  • все ли декларации  представлены;
  • соблюдение сроков, установленных законодательством;
  • отсутствие ошибок, опечаток и неточностей в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений показателей;
  • наличие оснований у ИП и юрлица на льготы, выбранную налоговую ставку или даже режим налогообложения.

Если претензий по декларациям нет, то ФНС завершает проверку. Никаких уведомлений при этом не рассылают. Но если инспектор выявил несоответствия, то предпринимателю отправят соответствующий акт. Об этом мы расскажем ниже.

Виды камеральных проверок

Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:

  • Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
  • Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.

При углубленной проверке инспектор имеет право:

  • запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
  • вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
  • запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
  • привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
  • провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.

Какие документы нужно представить в рамках камеральной проверки

Если инспекторам ФНС понадобится дополнительная информация, то они вправе направить налогоплательщику требование о предоставлении документов в бумажном или электронном варианте. В запросе приводят подробный список необходимых документов (например, счет-фактура №1233), либо указывают общие сведения («все счета-фактуры за 2 квартал 2022 года»).

Отметим, что все запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки, то есть непосредственно к расчету или уплате налога. Если налоговая запрашивает другие бумаги, не имеющие отношение к вопросам камеральной проверки, то их можно не отправлять – никаких санкций за это не последует.

Перечень особых случаев, когда инспектор вправе требовать дополнительные документы, приведен в ст. 88 НК РФ:

  • налогоплательщик пользовался льготами, связанными с имуществом или сделками: в ФНС нужно отправить подтверждающие документы по активам или операциям;
  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению – потребуется подтвердить правомерность возмещения;
  • ИП или юрлицо заключили договор инвестиционного товарищества – при камеральной проверке нужно предоставить сведения о сроке участия в договоре, а также долю прибыли (расходов, убытков);
  • налогоплательщик отправил уточненную декларацию, в которой уменьшил размер уплачиваемого налога, либо увеличил размер убытков – дополнительно могут запросить регистры бухгалтерского или налогового учета, на основании которых вносили изменения;
  • налоговые платежи связаны с использованием природных ресурсов;
  • данные, полученные от одного налогоплательщика, не совпадают с данными от его контрагентов – могут затребовать счета-фактуры и другие документы по спорным операциям;
  • расхождение по прослеживаемым товарам;
  • компания участвует в инвестиционных проектах, для которых предусмотрены налоговые льготы: для подтверждения права на преференции налогоплательщику придется собрать пакет документов, подтверждающих право на льготу;
  • применение льготных ставок по страховым взносам.

Форма подачи документов

По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:

  • разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
  • каждую копию нужно заверить;
  • подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
  • листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
  • при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
  • заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).

Чтобы не заниматься прошивкой, бумажные документы можно отсканировать (с сохранением всех обязательных реквизитов), сохранить в общедоступном формате и отправить в ФНС через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи. Например, через небо. Точно так же отправляют документы, которые не имеют бумажной формы, то есть изначально составленные в электронной форме. Распечатывать их не нужно.

Сроки отправки документации

В каждом налоговом запросе указывается, в какой период нужно представить запрашиваемые документы. Чаще всего на это дается 10 рабочих дней с момента получения требования. 

Если объем запрошенных бумаг велик, и у предпринимателя возникают трудности с выполнением требования, нужно отправить в ИФНС письменное уведомление с просьбой продлить срок представления документов. Сделать это нужно в тот же день, когда получили запрос. При этом отправка уведомления не гарантирует, что инспектор согласится продлить срок представления отчетности – окончательное решение принимается каждый раз индивидуально.

Ответственность за непредставление документов

В ходе проведения камеральной проверки штрафные санкции на ИП или юридическое лицо могут наложить по следующим причинам:

  • непредставление документов: налоговая запросила дополнительные сведения, а налогоплательщик проигнорировал это требование;
  • представление неполного пакета документов: например, инспектор запросил все счета-фактуры за 1 квартал, а предприниматель не отправил документы за март;
  • нарушение сроков отправки – налогоплательщик не уложился в сроки, указанные в налоговом запросе.

Штраф за каждый неотправленный документ составляет 200 рублей. За повторное нарушение в течение года сумма штрафа удваивается. При этом непредставленным считается только тот документ, который был напрямую запрошен в налоговом требовании. Если инспектор сформулировал запрос некорректно, то, по мнению Высшего арбитражного суда, привлекать налогоплательщика к ответственности нельзя.

Для должностных лиц предусмотрена административная ответственность за непредставление документов – от 300 до 500 рублей для ИП, а для юрлиц  – от 3 до 5 тыс. рублей.

Еще раз отметим, что речь идет о нарушениях, связанных с представлением дополнительных документов, необходимых для проведения углубленной камеральной проверки. Если налогоплательщик не отправил декларации, допустил в них ошибки или нарушил сроки подачи налоговых документов, то ответственность наступит в соответствии с другими статьями. К примеру, если не отправить вовремя декларацию по НДС, то предпринимателя ждет штраф (ст. 119 НК РФ) или даже блокировка счета (п.2 с. 76 НК РФ). 

Как оспорить результат проверки

Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:

  • в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
  • после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.

В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
  • освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.

Решение вступает в силу через месяц после вынесения. 

Если налогоплательщик не согласен с решением местной ИФНС, он может направить апелляционную жалобу в региональное отделение ИФНС до того, как это решение вступит в силу. 

Жалоба также рассматривается в течение месяца, после чего решение могут отменить (полностью или частично), оставить в силе или заменить другим решением.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.