Почему в кризис нельзя забывать о прибыли? | Онлайн бухгалтерия Небо

Почему в кризис нельзя забывать о прибыли?

Почему в кризис нельзя забывать о прибыли?

В кризис малый и средний бизнес озабочен проблемой выживания. Как понять, что компания еще держится на плаву, а не пошла на дно? Как определить, куда направить ресурсы, а где затянуть пояса? Чтобы ответить на вопросы, нужно правильно рассчитать основные виды прибыли. Рассказываем, с чего начать и как не упустить самое важное.

Что такое валовая прибыль?

Если отойти от сухих определений из учебников экономики, то валовая прибыль (ВП) — это все, что осталось от выручки, после того как из нее вычли себестоимость реализованной продукции.

  • Для магазина это затраты на закупку товаров, на доставку, хранение, предпродажную подготовку. 
  • Для производства: себестоимость сырья, топлива и материалов, амортизация ОС, расходы на доставку продукции до покупателя и т. д.

Что показывает ВП? Если рассматривать показатель с позиции управленца, то цифры говорят дорого или дешево обходится производство товаров или услуг, достаточно ли дорого они продаются на рынке. 

Например, компания занимается пошивом детских игрушек. Осенью их покупают на сумму 500 000 рублей, при этом валовая прибыль равна 300 000 рублей. К Новому году руководитель прогнозирует рост спроса на продукцию. Поэтому закупает больше ткани, ниток, выводит людей в выходные. Продажи доходят до 1 000 000, но валовая прибыль остается прежней.

Причина проста: производство стало потреблять больше электроэнергии (включился «двойной» тариф), сотрудникам пришлось оплачивать дополнительные часы, плюс рост стоимости материалов.

Если после расчетов валовая прибыль нулевая или ушла в минус, самое время закрываться или полностью пересматривать процесс производства (для торговли – закупочную и ценовую политику). Ни реклама, ни новые управленческие технологии уже не помогут. 

Как считают операционную и чистую прибыль?

Рассчитали валовую прибыль. Обнаружили, что в принципе идем неплохо, производим/покупаем дешево, а продаем дорого. Какие еще считать прибыли?

У компании есть другие траты:

  • Коммерческие расходы. Аренда складов для хранения продукции, арендные и коммунальные платежи в местах продаж, реклама, упаковка, доставка и т. д.; 
  • Управленческие расходы. Охрана, телефон и интернет, зарплата сотрудников, расходы на канцелярию и многое другое.

Если все эти расходы вычесть из валовой прибыли, то получим операционную прибыль. Она показывает, сколько компания заработала в процессе своей основной деятельности. Если значение отрицательно, значит, нужно срочно наращивать объемы производства/реализации.

Впрочем, есть еще одна статья расходов — налоги, сборы и иные отчисления. Если их вычесть из операционной прибыли, получим чистую. Все, что осталось, относится к чистой прибыли. Именно с этих денег приобретается новое оборудование, расширяется торговая сеть, модернизируются управленческие и иные технологии. 

Если сумма положительная, то можно искать инвесторов, обращаться в банки за кредитами, подавать заявки на участие в различных государственных и муниципальных программах поддержки. 

Ведите бухгалтерский учет в Небе! С нами удобно отправлять отчеты в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Попробовать!

Продажи растут, а денег нет? Рассчитайте маржинальную прибыль! 

Многие эксперты говорят, что одной из проблем МСП является нехватка «живых денег». По итогам месяца прибыль есть, а в начале отчетного периода нечем платить поставщикам, нет средств для производства продукции, за которую уже получена предоплата.

Казалось бы, производи/продавай больше и проблема решена. Некоторые поступают так: нанимают менеджеров, проводят тренинги продаж, увеличивают оборот. Но долги не уменьшились.

Если ситуация вам знакома, начните «разбор полетов» с подсчета маржинальной прибыли (МП). Этот показатель демонстрирует тот объем постоянных затрат (арендные и коммунальные платежи, налоги и сборы, зарплата и пр.), которые бизнес может позволить себе с учетом текущих обстоятельств.

Формула расчета проста: 

Общая МП = Выручка от продажи товаров/услуг — Общие переменные затраты. 

Кроме этого, показатель можно рассчитать на единицу продукции: МП на единицу продукции = Цена единицы товара или услуги — Удельные переменные затраты.

  • Если МП<0, значит производство до сих пор убыточно, цена продукции рассчитана неверно (ибо не покрывает даже переменные издержки).
  • Если МП=0, производство уже достигло точки безубыточности, и нужно сделать небольшое усилие, чтобы начать зарабатывать. Вы можете рассчитать отдельно точку безубыточности, зная величину маржинальной прибыли: 

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Маржинальная прибыль на единицу продукции. 

Данное значение показывает, какой объем реализации необходим, чтобы предприятие полностью покрыло все свои издержки (постоянные и переменные).

  • Если МП>0, то компания работает в плюс, получает прибыль, а не только компенсирует собственные расходы.

Есть несколько стратегий повышения МП в зависимости от специфики бизнеса:

  • Рост выручки: лучше всего укрепить доверие к бренду, перевести товар из «дешевой» категории в «дорогую и престижную». Впрочем, если это пока невозможно, попробуйте нарастить производство или объемы продаж.
  • Снижение переменных затрат: самое время поискать более выгодных поставщиков, использовать дилерские или иные скидки, задуматься об импортозамещении.
  • Выпуск «черных трусов»: производство или продажа товаров с хорошим оборотом и максимально низкой себестоимостью.

Что делать в кризис?

Эксперты уверены: в сложной ситуации нужно собраться, сфокусироваться на получении прибыли, ибо это и есть секрет выживания. Сокращайте расходы (переменные и постоянные) и обязательно просчитывайте все антикризисные варианты как минимум с позиции валовой и маржинальной прибыли: возможно, удвоение продаж в текущей ситуации приведет лишь к росту затрат, а смена поставщиков, наоборот, позволит высвободить деньги для других нужд.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *