Новые правила открытия счетов для бизнеса: что изменится в 2022 году | Онлайн бухгалтерия Небо

Новые правила открытия счетов для бизнеса: что изменится в 2022 году

Новые правила открытия счетов для бизнеса: что изменится в 2022 году

Уже с апреля 2022 года заработает новый порядок работы с банковскими счетами: Центробанк расширил полномочия банков и позволил на местах регулировать правила открытия счетов. Расскажем, как это повлияет на бизнес.

Новые возможности для банков

С 1 апреля 2022 года вступит в силу инструкция Банка России от 30 июня 2021 года № 204-И. В документе существенно расширили полномочия финансовых учреждений. В частности, банкам разрешили самостоятельно регулировать:

  • список документов и сведений, необходимых для открытия счета: эксперты уверены, что в погоне за клиентом многие банки значительно сократят перечень необходимой информации, что упростит предпринимателям открытие, ведение и закрытие счетов;
  • формат карточек с образцами подписей и оттиском печати, а также процедуру их заполнения и замены;
  • случаи, при которых возможно использовать две или более карточки;
  • правила документооборота с момента получения документов для открытия счета до момента передачи клиенту реквизитов: некоторые процессы можно будет оптимизировать, а значит, время оказания услуги сократится;
  • способ заверения документов, требуемых для открытия счета.

Получается, что банки смогут устанавливать свои требования к клиентам, предлагать максимально удобные сервисы, включая переход на электронный документооборот. Например, в новой инструкции допускается ведение как бумажного, так и электронного варианта юридического дела.

Конечно, базовые подходы к открытию счета сохранятся: предпринимателю или его представителю нужно будет лично присутствовать при открытии счета, а для идентификации клиента потребуется участие представителя банка. Но в целом финансовые учреждения получат возможность адаптировать свои внутренние правила с учетом потребностей бизнеса.

Новые принципы оформления карточек с образцами подписей

По действующей инструкции для оформления карточки используется форма № 0401026. Банк может использовать и собственную форму, если сохранит обязательные поля: «Клиент», «Отметка банка», «ФИО», «Образец подписи» и пр.

В новых правилах унифицированную форму отменили, а список обязательных сведений сократили:

  • наименование юридического лица или ФИО для ИП или физического лица, занимающегося частной практикой;
  • ФИО лиц, наделенных правом подписи;
  • оттиск печати (при наличии).

Все остальные сведения вносят на усмотрение банка.

Перспективы изменений для МСП

Новая инструкция не затронет уже существующие счета: предпринимателям не придется обновлять документы или собирать дополнительные сведения. Даже карточки с образцами подписей можно будет не оформлять заново: до 1 октября 2022 года действует переходный период, в течение которого банки обязаны принимать карточки старого образца (т.е. утвержденные инструкцией № 153-И).

К положительным изменениям для бизнеса можно отнести:

  1. Снятие ограничения, касающегося права подписи, для юридических лиц. Сейчас подписывать документы могут только сотрудники организации, а с 1 апреля 2022 года право подписи будет распространяться и на лиц, действующих от имени компании. Например, бухгалтеры или управляющие, в отношении которых действуют не трудовые договоры, а гражданско-правовые. Для подтверждения полномочий предпринимателю достаточно будет оформить доверенность.
  2. Отмена правила о предоставлении документов. Сейчас клиенты банка должны в обязательном порядке представить подтверждающие документы, если сведения, указанные при открытии счета, поменялись. С апреля 2022 года – только по требованию банка. То есть, при смене наименования компании или адреса регистрации достаточно будет уведомить банк об изменениях, и если в ответ сотрудники учреждения не попросят документы, то дополнительно никаких бумаг высылать не нужно.
  3. Единые правила открытия, ведения и закрытия счетов для физических и юридических лиц. В действующей инструкции они разнесены по главам и в некоторых моментах отличаются, в новой – прописан единый порядок для всех клиентов.
  4. Отказ от дублирующей информации. Если лицо, открывающее счет, является представителем сразу нескольких организаций, то повторно предоставлять информацию о личности представителя или его реквизитах не нужно: банк вправе сам сделать копии нужных бумаг для нового юридического дела. То же правило действует в том случае, если ИП или юридическое лицо открывают сразу несколько счетов.

В целом эксперты оценивают новые изменения как положительные: к удаленному открытию счетов, конечно, мы еще не перешли, но многие дублирующие процедуры (особенно связанные с документами) уже можно будет исключить. 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

1 Комментарий

  1. ФСС провел в учреждении проверку, в ходе которой было обнаружено, что работнику в 2020 году излишне начислили и выплатили пособие по временной нетрудоспособности (вместо 6 300 руб. перечислено 7 300 руб.). В 2021 году на основании заявления этого сотрудника из его заработной платы была удержана сумма переплаты. Как отразить на счетах бухгалтерского учета данную операцию? 600

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *