Как предпринимателям правильно принимать оплату по QR-коду | Онлайн бухгалтерия Небо

Как предпринимателям правильно принимать оплату по QR-коду

Как предпринимателям правильно принимать оплату по QR-коду

С помощью QR-кода можно принимать безналичные платежи и экономить на эквайринге. Рассказываем о плюсах и минусах подобной формы оплаты, основных настройках и нюансах учета денежных поступлений.

Что такое куайринг

Куайринг (от англ. Quick Response, QR) – процесс приема платежей с использованием сгенерированного QR-кода. Сам QR-код с технической точки зрения – это способ шифровки информации. В него можно поместить любые сведения: ссылку на сайт, номер телефона, текстовое сообщение и пр. Код для оплаты содержит данные, необходимые для совершения платежа через мобильный банк.

В зависимости от ситуации можно использовать несколько вариантов QR-кода:

  1. Статичный. Содержит информацию о расчетном счете продавца. Для удобства код можно разместить на стикере возле кассы, чтобы покупатель легко считал реквизиты для оплаты. При этом сумму платежа клиенту нужно будет ввести вручную в своем банковском предложении. Статичный код особенно удобен, если стоимость услуги фиксирована.
  2. Динамический. Генерируется для каждой покупки отдельно. Содержит реквизиты получателя, назначение платежа и сумму к оплате. При желании такие коды можно распечатать для каждого товара отдельно и разместить на витрине рядом с ценниками.
  3. Пользовательский (в перспективе) – тоже динамический код, но формируется он на стороне покупателя. Для оплаты продавец должен считать код на устройстве клиента, ввести сумму покупки, после чего покупатель подтверждает согласие на перевод денег. 

Пользоваться оплатой по QR-коду могут любые ИП и юридические лица, у которых открыт расчетный счет. Специального оборудования не понадобится – главное, чтобы покупатель мог считать код через свое приложение.

Что происходит при оплате по QR-коду

За техническую сторону перевода отвечает СБП – Система быстрых платежей. Принцип похож на обычный банковский эквайринг, только вместо платежного терминала используется код.

Рассмотрим особенности платежа в случае со статичным или динамичным QR-кодом:

  1. Покупатель сканирует код  с помощью смартфона с распечатки (стикер, лист бумаги и пр.), монитора или иного устройства. В некоторых случаях продавцы могут отправить код по электронной почте или через мессенджеры. 
  2. Для оплаты покупатель переходит в банковской приложение и подтверждает согласие на перевод денег по реквизитам из QR-кода.
  3. Банк списывает деньги со счета покупателя и переводит их на р/с продавца за вычетом комиссии.
  4. Продавец получает сообщение в кассовой POS-системе или на свой телефон о зачислении средств, после чего закрывает покупку.  

Скорость зачисления средств зависит от загруженности системы, но обычно поступление денег происходит в течение минуты. 

Плюсы и минусы куайринга

Если рассматривать выгоды бизнеса от применения QR-кода, то можно отметить:

  • снижение расходов: комиссия за куайринг составляет от 0,4 до 0,7% в зависимости от специфики услуги или товара, а за эквайринг – до 3%;
  • нет необходимости приобретать банковский терминал и другое оборудование: коды формирует банк, а для оплаты используется смартфон покупателя;
  • можно использовать на любом режиме налогообложения, вне зависимости от масштаба бизнеса или его специфики;
  • высокая скорость зачисления средств (менее 1 минуты), тогда как при эквайринге на это уходит несколько дней.

Впрочем, есть и минусы:

  • не все покупатели могут оплатить покупку таким образом: например, если нет мобильного интернета или подключения к СБП, то платеж совершить не получится;
  • в некоторых случаях куайрингом нельзя заменить оплату по карте: например, если у продавца выручка за последний год составила более 20 млн руб. по компании или более 5 млн руб. по торговой точке;
  • не освобождает от необходимости подключения эквайринга для приема платежей по карте, а также установки ККТ для выдачи чеков, так как является дополнительным способом приема безналичных платежей;
  • при превышении лимита в 100 тыс. руб. комиссия банка повышается;
  • некоторые банки ограничивают сумму платежей по QR-коду (обычно не более 500 тыс. руб. в месяц).

Так как покупатель имеет право оплачивать наличными или по карте, а продавец обязан выдавать чеки, то полностью перейти на оплату по QR-кодам не получится.

Как подключить куайринг

Чтобы принимать оплату по QR-кодам, нужно, чтобы ваш банк был подключен к СБП. В этом случае нужно уточнить, какие коды формирует финансовое учреждение (статические или динамические), размер комиссии и порядок подключения. К примеру, в некоторых банках активировать куайринг можно только после подключения эквайринга.

Проверить, работает ли ваш банк с СБП, можно по ссылке.

Далее возможны несколько ситуаций:

  • если банк предлагает статический код с реквизитами для оплаты, то для совершения платежа продавец должен будет показать код покупателю и назвать сумму оплаты, чтобы тот ввел ее в своей банковском приложении;
  • для динамических кодов потребуется скачать специальное банковское приложение – в некоторых случаях его можно установить непосредственно на ККТ. Для оплаты достаточно показать код клиенту для сканирования. 

Приобретать и устанавливать дополнительное оборудование для куайринга не нужно.

Полезные советы при работе с QR-кодами

Если покупатель решил вернуть товар, то согласно закону о ЗПП продавец обязан сделать возврат средств, причем желательно тем же самым способом: то есть если оплата прошла наличными, то и возвращать нужно наличными. Как же поступить в случае использования QR-кода?

Вообще, куайринг относится к безналичным расчетам, а значит в соответствии с п.1 ст. 1.2 закона №54-ФЗ кассир обязан выдать покупателю чек. Продавец может воспользоваться СБП и отправить деньги по номеру телефона, указанному в чеке. Там же можно найти и номер операции – это достаточные реквизиты для оформления возврата. 

Если говорить про бухгалтерский учет, то при розничной продаже поступление оплаты по QR-коду можно отразить следующим образом:

  • дебет 57, кредит 62 – факт оплаты по коду;
  • дебет 51, кредит 57 – поступление оплаты на р/с продавца;
  • дебет 62, кредит 90.1 – учет выручки.

И последнее – с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года предприятиям малого и среднего бизнеса компенсируются затраты на банковские комиссии за прием оплат с помощью СБП. Специально заполнять документы для этого не нужно: банк самостоятельно производит расчеты, ежемесячно отправляет их в Минэкономразвития, а уже после этого в течение 32 рабочих дней с момента завершения отчетного месяца министерство возвращает деньги на р/с продавца (согласно Постановлению правительства РФ от 30.06.2021 №1103). 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.