Персональные данные в 2021 году: как работать, чтобы не нарушить закон | Онлайн бухгалтерия Небо

Персональные данные в 2021 году: как работать, чтобы не нарушить закон

Персональные данные в 2021 году: как работать, чтобы не нарушить закон

В марте изменился 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь появилось понятие данных, которые не только обрабатывают, но и распространяют. Поэтому бизнесу придется изменить некоторые процессы. Рассказываем, все ли так страшно  на самом деле.

Кто становится оператором персональных данных?

На самом деле в законе нет четких формулировок, что такое персональные данные. Но все сходятся во мнении, что если бизнес использует фамилию, имя, email пользователя, и по этой информации реально найти человека через поисковые системы, то это персональные данные. Поэтому практически все сайты с формой регистрации попадают под действие нового закона.

Что делать операторам персональных данных?

Основное изменение в том, что раньше брали разрешение на обработку персональных данных, а теперь нужно разрешение и на распространение. Поэтому юристы рекомендуют переписать соглашения с клиентами, с пользователями или сотрудниками, которые подписали до этого. Потому что даже отправка информации в банк, чтобы оформить зарплатную карту — это распространение персональных данных, а для этого нужно согласие. Вот. что еще лучше сделать, чтобы не нарушить закон:

✔На сайте у каждой формы регистрации лучше поставить кнопку, что пользователь дает согласие на обработку персональных данных.

✔Далее разместите на ресурсе политику конфиденциальности. Ссылку на документ поставьте около каждой формы обратной связи и кнопок регистрации. Единого образца для этой формы нет. Пока это делается в свободном виде.

✔В законе написано, что персональные данные необходимо использовать по назначению бизнеса. Например, кадровому агентству понадобятся ФИО и сведения об образовании, а вот паспортные данные не нужны. Сотрудники Роскомнадзора на вебинарах говорят, что это главная ошибка предпринимателей. Поэтому компании лучше разработать нормативные документы, чтобы указать, как собирают данные и с какой целью.

✔Кроме этого, закон требует назначить сотрудника, который отвечает за то, как в компании собираются и хранятся персональные данные. Назначение оформляют с помощью приказа.

После этого каждая компания обязана направить в Роскомнадзор информацию, что она — оператором персональных данных. По закону это делают до того, как начался сбор данных. Для уведомления зайдите на сайт Роскомнадзора и заполните специальную форму. С 1 июля ведомство обещает сделать специальный электронный сервис для отправки уведомлений.

Роскомнадзор не уведомляют в нескольких случаях:

  • Вы используете только фамилию, имя и отчество;
  • Персональные данные нужны для оформления договора;
  • Данные нужны для заключения трудовых отношений;
  • Обработка данных выполняется без автоматизированных сервисов.

Почему закон поменялся?

Специалисты уверены, что дело в кибермошенниках, которые активны в последнее время. Например, в 2020 году они украли у россиян 10 миллиардов рублей, а это на 52, 2 % больше, чем в 2019 году. Это происходит и потому, что пользователи активно оставляют данные в сети. Они соглашаются на обработку данных, но затем информация утекает в третьи руки. 

Данные используют для обзвона, но это не самое страшное. Плохо, если информация попадает в руки хакеров, которые с ее помощью крадут деньги. В итоге власти решили, что надо ужесточить правила работы с данными, чтобы сайты не раздавали их направо и налево.

Как изменится работа бизнеса?

Роскомнадзор намерен строго спрашивать с предпринимателей правила работы с персональными данными. На сайте ведомства есть план проверок на этот год. Увеличиваются и штрафы за нарушение работы. Например, ИП и ООО могут потерять от 20 000 до 150 000 рублей. Поэтому лучше выполнить все требования закона.

На самом деле все не так страшно. Просто надо понять, что теперь нужно не только согласие на обработку персональных данных, но и разрешение на распространение. Поэтому на сайте без разрешения нельзя опубликовать даже имя и фамилию сотрудника. И если человек в соцсетях написал телефон или email, то нельзя, как раньше, взять эту информацию для маркетинговых действий.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *