Электронные подписи для предпринимателей будет выпускать ФНС. Насколько это плохо для бизнеса? | Онлайн бухгалтерия Небо

Электронные подписи для предпринимателей будет выпускать ФНС. Насколько это плохо для бизнеса?

Электронные подписи для предпринимателей будет выпускать ФНС. Насколько это плохо для бизнеса?

На прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект о совершенствовании регулирования в сфере электронной подписи. В информационном пространстве упор делают на то, что подписи для ИП и ООО будут выпускать налоговики. Говорят о монополизации рынка и закручивании гаек. Но так ли это? Разбираемся, что происходит на самом деле.

Зачем ФНС выпускать электронные подписи?

Давайте посмотрим на историю. 63-ФЗ был принят в 2001 году, и для того времени это было прорывное решение. ФНС встала на технологический путь: некоторые отчеты стали принимать в электронном виде, но и усилился контроль за выполнением правил. Появились сервисы для взаимодействия с контролирующими органами с помощью интернета. Предприниматели стали использовать электронную подпись для подписания документов и сдачи отчетности.

В 2014 году в системе появилось узкое место для представителей теневой экономики. По новым правилам НДС стали сдавать в электронном виде. До этого мошенники сдавали налог на добавленную стоимость на бумаге и не было правила предъявлять Книгу покупок и продаж. Налоговики не могли быстро сравнить счета-фактуры поставщика с покупателем (сейчас это делает АСК НДС-2). И мошенники стали оформлять электронные подписи на подставных лиц или на случайных людей. Затем эти «номиналы» становились директорами разных фирм, которые создавались для обнала.

Это стало возможным из-за нюансов 63-ФЗ. Речь про правила выдачи подписи. Удостоверяющие центры самостоятельно создавали регламенты для выпуска ЭП. В них не было закреплено правило, что человек должен подтвердить свою личность. Об этом мы писали в своей статье.

В 63-ФЗ было прописано, что электронная подпись отзывается, если владелец пишет заявление об утрате доверия. Но мошенники оформляли электронную подпись на людей, которые не знали об этом или участвовали в схемах. 

Между тем за 2018-2019 годы зафиксировано более 43 тысяч нарушений с использованием поддельных электронных подписей. Понятно, что контролирующие органы забили тревогу, особенно ФНС. Они понимают, что этим пользуются те, кто занимается обналом. Поэтому в последнее время участились случаи, когда налоговики присылают требования об отзыве подписи у некоторых людей.

В Небе сразу отреагировали на ситуацию и подписи выдаются через центры идентификации. Чтобы получить ЭП нужно прийти и подтвердить, что вы тот, за кого себя выдаете. Сделать это нужно один раз. В принципе мы могли не реагировать и продолжать выпуск, как раньше, но решили максимально защитить наших клиентов.

Поэтому неудивительно, что правила получения подписей ужесточают. Этого следовало ожидать. Правда, и тут не все так страшно.

Что поменяется?

В новом законопроекте есть правило, что будет единый сертификат электронной подписи. С ним можно обращаться в любую организацию: от Госуслуг до ФНС. Например, сегодня удостоверяющие центры выдают сертификаты, которые можно использовать в тендерах, но нельзя отправить отчеты в налоговую. После изменения закона для всех операций будет одна электронная подпись.

А вот удостоверяющим центрам будет тяжелее получить аккредитацию. Собственный капитал должен увеличиться с 7 млн рублей до 500 млн (если есть филиалы в 3\4 регионах РФ) и 1 млрд для остальных. Размер страховой ответственности деятельности УЦ увеличивается с 30 млн до 300 и 500 млн рублей, а срок аккредитации сокращается до трех лет (сегодня это пять лет). 

И главное изменение, что ключи для финансовых организаций будут выдавать удостоверяющие центры Банка России, а остальные ООО и ИП пойдут за ключами в ФНС. Граждане могут продолжать получать электронные подписи в коммерческих УЦ

Последнее правило многих пугает.  Говорят о монополизации и о том, что это наезд на бизнес. В какой-то мере это так, но в законопроекте указано, что будет создаваться сеть агентов, которые от лица налоговиков и Банка России будут выдавать электронные подписи. То есть скорее всего основные удостоверяющие центры станут этими агентами, а регламент выдачи ЭП будут составляться контролирующими органами. Сертификаты можно будет получить только с подтверждением личности владельца.

В России десятки удостоверяющих центров, но с этими требованиями справятся не все. Пока нет информации, кто точно остается в деле, но, скорее всего, это не более 10 основных УЦ России.

Как реагировать бизнесу?

Конечно, нам и другим компаниям новые правила усложняют жизнь. Придется повышать цены на услуги и пока непонятен статус агентов. С другой стороны, Небо уже с начала года работает с центрами идентификации, и нашим добросовестным клиентам не придется сильно перестраиваться.

Обычным предпринимателям нужно готовиться к повышению цен, а в целом для них ничего не ухудшается. Наоборот, уменьшается угроза столкнуться с подделкой электронной подписи.

Удостоверяющим центрам придется тяжело, но такова реальность. Нужно адаптироваться к новым правилам. Подобное было при внедрении онлайн-касс. Ряд ЦТО ушли с рынка, потому что не смогли приспособиться к новым условиям. Другие же остались в деле, так как предложили клиентам сервис от которого не хочется отказываться.

А вы что думаете про эти изменения? Пишите в комментариях, пойдут ли на пользу изменения в законе?

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

4 Комментарии

  1. Алексей:

    То, что будет одна подпись и для отчётности и для закупок это очень хорошо, сразу надо было так делать. Ещё бы убрали деление на квалифицированная и не квалифицированная. А вот то, что для УЦ увеличили собственный капитал так резко, это негативный момент, что естественно будет оплачиваться из кармана предпринимателей. Нужно было не более че в 10 раз поднять. Как всегда, не могут сделать чтобы было безопасно и недорого. Если цены увеличат, проще и дешевле будет в ФНС подпись получить, чем УЦ.

  2. Сергей:

    А ФНС готова к выдаче? Они просто физически такой поток клиентов не способны обслужить! Областные центры упрутся в очереди, а регионы в отсутствие специалистов. Хаос и ад. Подпись заказывать за пол-года придётся.
    Всего-то нужно дать УЦ доступ к базе паспортов и доверенностей. Как можно пенять на непроверку личности, если государство не даёт УЦ возможности эту проверку провести?! Дайте требования к проверке паспорта, дайте оборудование сертифицированное, да хотя бы запрет на получение ЭП физ.лицами по доверенности, если уж базу нотариата зажали…
    Вместо совершенствования и эволюции предлагают «резать по живому».
    P.S. Уже сейчас все подписи квалифицированные, подходит обычная УКЭП и для торгов 44-ФЗ и для госуслуг. Отчётность сдавать можно уже сейчас прямо через сайт налоговой(кроме НДС), просто программ по её генерации в нужном xml-формате нет: https://www.nalog.ru/rn77/service/pred_elv/
    P.P.S И изменения в ЕГРЮЛ внести можно в электронном виде с помощью ЭП, без визитов к нотариусу. Всё работает, проверил лично.

    • Консультант Неба:

      Сергей, спасибо за такой развернутый комментарий! Скорее всего для того, чтобы не было очередей и создадут агентов.

      • Сергей:

        Спасибо вам, что сообщаете про этот законопроект. Проблема очередей может и решится трансформацией Удостоверяющих центров в Агентов ФНС, но доступ к базам для проверки личности от этого не появится. Это корень всего.
        Ведь депутаты могут всю систему госзаказа в стране просто застопорить. Это же катастрофа будет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *