Прослеживаемость товаров в 2021 году: как подготовиться к переходу на НСПТ? | Онлайн бухгалтерия Небо

Прослеживаемость товаров в 2021 году: как подготовиться к переходу на НСПТ?

Прослеживаемость товаров в 2021 году: как подготовиться к переходу на НСПТ?

С 1 июля в полную силу заработает Национальная система прослеживаемости товаров (НСПТ). Предпринимателям, работающим с импортными товарами, придется сдавать дополнительную отчетность и по-новому оформлять счета-фактуры. Расскажем, как избежать ошибок при работе по новым правилам.

Что такое НСПТ?

Еще в 2019 году страны-участники ЕАЭС договорились о введении общей системы прослеживаемости товаров, попадающих на территорию союза из других стран. По мнению законодателей, такой механизм избавит рынок от контрафакта. Так как каждую партию можно будет проследить, то и уйти от налогов станет сложнее.

Основные принципы прослеживаемости отражены в 371-ом ФЗ. В частности, документ оговаривает две части общей системы:

  • внешняя – отвечает за информационный обмен между странами-участниками таможенного союза;
  • внутренняя – обеспечивает контроль за движением импорта внутри страны. 

Не стоит путать прослеживание с маркировкой, хотя и в том, и в другом случае речь идет о контроле товара на всем пути его перемещения. При прослеживании государство следит за маршрутом всей партии товара, а в случае с маркировкой – за отдельными единицами. Чтобы запустить механизм прослеживания, с 1 июля вводятся новые формы документов, обновляются регистры, а также меняется декларация по НДС.

Как работает прослеживаемость?

Механизм НСПТ затронет всех предпринимателей, вне зависимости от масштаба бизнеса или выбранной системы налогообложения: следить планируется не только за непосредственным ввозом, но и за движением товаров по территории РФ. Поэтому отчитываться будут и те, кто так или иначе, оперирует импортными изделиями: перевозит и продает, конфискует и утилизирует, вывозит в третьи страны. 

Сам принцип работы системы следующий:

  1. При ввозе на территорию РФ каждая партия импортного товара должна получить свой регистрационный номер прослеживаемости (РНПТ). Это может сделать сам налогоплательщик, либо ФНС (после получения уведомления о ввозе или об остатках).
  2. Полученный регистрационный номер нужно будет указывать в счетах-фактурах, либо в УПД в процессе реализации товара. 
  3. Отчетность и другие виды документов, связанные с прослеживаемым товаром, ФНС будет принимать только в электронном виде.

На текущий момент правительство еще не сформировало ряд основных документов, касающихся НСПТ. В частности, нет готового списка товаров, не готовы регулирующие документы. Эксперты считают, что под прослеживаемость, в первую очередь, попадут бытовая техника (холодильники, стиральные машины), строительная и складская техника (например, бульдозеры и автопогрузчики), а также детские коляски и автомобильные сидения. Дело в том, что именно эти товары участвовали в эксперименте по прослеживаемости, запущенном еще в прошлом году.

Как проверить прослеживаемость товаров?

ФНС добавила на официальный сайт новый сервис, с помощью которого любой налогоплательщик сможет проверить прослеживаемость товаров:

  1. Перейдите по ссылке на сервис прослеживаемости.
  2. Укажите один из известных реквизитов: ТН ВЭД, ОКПД 2, номер декларации или наименование товара. 
  3. Нажмите кнопку «Найти», чтобы увидеть перечень продукции, подходящей под введенные реквизиты.
  4. Если нужно отследить РНПТ, перейдите на одноименную вкладку под полем поиска. Введите регномер партии товара и нажмите кнопку «Найти».

Как работать с реквизитами прослеживаемости?

Согласно поправкам в НК РФ, внесенным 371-м законом, налогоплательщики должны отправлять в ФНС документы с РНПТ. Эти же реквизиты потребуется проставлять на счетах-фактурах, в отчетах об операциях с прослеживаемой продукцией, декларациях по НДС, а также УПД.

Порядок получения РНПТ зависит от особенностей импорта:

  • Если товар ввозят из стран-участников ЕАЭС, то налогоплательщик отправляет в ФНС по месту учета уведомление о ввозе импортного товара. Налоговая самостоятельно присваивает регномер, который в дальнейшем налогоплательщики будут указывать в счетах-фактурах и отгрузочных документах.
  • Если товар ввезли из стран, которые не входят в ЕАЭС, то регномер нужно сформировать самостоятельно на основе реквизитов таможенной декларации. Для этого берут код таможенного органа, оформляющего импорт, дату создания декларации и её номер, а также номер партии (32 графа). Обратите внимание, что на каждую партию создается свой уникальный регномер. В ФНС уведомления отправлять не нужно: их автоматически известит таможня.
  • Если речь идет об остатках товара, то налогоплательщик должен уведомить ФНС о наличии продукции до момента её продажи.

Помимо РНПТ в документах и отчетах нужно указывать еще два реквизита: единица измерения и количество товара, подлежащего отслеживанию. Уточнить единицы измерения для конкретного товара можно в специальном классификаторе (ОКЕИ).

Известно, что правительство планирует с 1 июля 2022 года ввести административную ответственность за предоставление документов без реквизитов прослеживаемости. Пока что поправки к КоАП находятся на стадии обсуждения. Для операторов ЭДО ответственность за нарушения, связанные с НСПТ, введут с начала 2023 года.

В каких случаях возможно прекращение и возобновление прослеживаемости?

Прекращение прослеживания в отношении партии товаров возможно, если:

  • продукция отправилась на производство, переработку, была утилизирована или конфискована;
  • товар продали физлицам для личных нужд (не путать с коммерческим использованием или целей бизнеса);
  • продукция покинула территорию РФ;
  • правительство исключило товары этого вида из перечня прослеживаемых.

Соответственно, если товар вернулся (например, отправленную за границу партию не выкупили, либо покупатель-физлицо сделал возврат), то продукция вновь попадает под прослеживаемость.

Подведем итоги: как подготовиться к старту НСПТ?

Переход от эксперимента к официальному запуску системы прослеживаемости состоится 1 июля 2021 года. Чтобы заранее подготовиться к новым правилам, советуем свериться с нашей шпаргалкой:

  1. Перейти от бумажного документооборота к электронному.
  2. Сравнить список своих товаров со списком на сайте налоговой (по ТН ВЭД).
  3. Если обнаружили, что остатки товаров подлежат прослеживаемости, то до момента их продажи нужно заранее отправить в ФНС уведомление.
  4. Полученный РНПТ отразить в учетной программе.

Основные нормативно-правовые акты по НСПТ находятся в стадии формирования и обсуждения. Отслеживать изменения можно в специально созданном разделе на сайте ФНС.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *