Soft skills vs hard skills: что полезнее для МСП в период кризиса? | Онлайн бухгалтерия Небо

Soft skills vs hard skills: что полезнее для МСП в период кризиса?

Soft skills vs hard skills: что полезнее для МСП в период кризиса?

Более половины предпринимателей уверены, что для успешного развития в условиях кризиса нужно развивать гибкие навыки вместо профессиональных. Расскажем, в чем разница между этими понятиями, и что об этом думают эксперты.

В чем разница между hard и soft skills?

Специалисты по HR приводят такое объяснение данных терминов:

  • Hard skills – «жесткие навыки». К ним относят профессиональные умения, которые можно измерить или проверить с помощью экзамена. К ним относят знание языков или умение программировать, вождение автомобиля или анализ данных, планирование или знание математики.
  • Soft skills – «мягкие навыки». Это универсальные компетенции и личные навыки, которые почти невозможно измерить количественными показателями. К примеру, коммуникабельность и креативность, уравновешенность и терпеливость, лидерские качества и пунктуальность. 

Коуч международного агентства Wemanity Анна Лаврова уверена, что soft-скилы наиболее востребованы в период вертикального роста, когда речь идет о построении карьеры или переходе на управляющие должности. Hard-скилы помогают развиваться вглубь, повышать уровень экспертности в определенных вопросах. 

Soft и Hard skills в оценке предпринимателей

Московское отделение «ОПОРы России» совместно с исследователями платформы «Работающий эмоциональный интеллект» («РЭИ») в октябре этого года провели опрос среди 526 предпринимателей: собственников малых и средних компаний, ИП, а также руководителей этих организаций из сферы услуг, производства, торговли и интернет-бизнеса. 

Результаты оказались весьма любопытными:

  • 63% опрошенных согласились с тем, что для нынешней ситуации решающими становятся гибкие навыки (soft skills) – именно их нужно развивать, чтобы не только преодолеть последствия кризиса, но и выйти в плюс.
  • 37% респондентов, наоборот, делают ставки на профессиональные навыки (hard skills).

Из наиболее востребованных гибких навыков предприниматели отметили:

  • работоспособность – 24%;
  • коммуникабельность – 23%;
  • честность – 11%;
  • уверенность и оптимизм – 5 и 4% соответственно.

Интересно, что работой над собой и повышением собственных компетенций озабочено лишь 42% респондентов. У других для самообразования не хватает времени, финансов и других ресурсов. 

Создатель платформы «РЭИ» Елена Хлевная отмечает, что в сложных условиях российский малый и средний бизнес выживает за счет гибкости руководства или собственников. Их умение договариваться, искать компромиссы, подстраиваться под новые условия – это и есть залог успеха.

За soft skills отвечает эмоциональный интеллект: если его не развивать, предпринимателям будет сложно справляться со стрессовыми ситуациями. Поэтому о саморазвитии в этом направлении следует задуматься уже сейчас.

Какие навыки будут нужны бизнесу в 2021 году?

Департамент менеджмента НИУ ВШЭ провел масштабное исследование: эксперты проанализировали более 200 тысяч объявлений с портала hh.ru, выявили 35 гибких навыков, которые были актуальны для бизнеса, составили более 90 словосочетаний для их обозначения. В результате был получен топ-10 soft skills, актуальных, в том числе и для МСП:

  1. Активное обучение, особенно новым технологиям и методам.
  2. Координация, умение управлять процессами и людьми в условиях динамичной среды.
  3. Умение вести переговоры, договариваться.
  4. Способность обучать других важным качествам, особенно в стрессовых условиях.
  5. Информационная грамотность – умение работать с ПО, с сервисами в интернете.
  6. Клиентоориентированность – способность понимать, что же хочет потребитель, а также закрывать эти потребности.
  7. Устная коммуникация – умение говорить так, чтобы тебя слушали и слышали, чтобы прислушивались, понимали и доверяли. 
  8. Способность решать нестандартные и сложные задачи.
  9. Операционная грамотность.
  10. Тайм-менеджмент – планирование и управление временем.

Руководитель студии креативного консалтинга «Не просто идея» Ирина Шишкина считает, что для российских предпринимателей важным шагом к успеху будет творческое мышление. Именно с его помощью можно будет находить различные решения для одной и той же задачи, выбирать из них наиболее удачные. 

А вот среди hard skills эксперт отметила цифровой менеджмент. В современном мире, по мнению Шишкиной, очень важно «приспособить» гаджеты и ПО к реализации управленческих задач. Без такой «цифровизации» представить успешную компанию практически невозможно. Кроме этого, следует уделить внимание анализу данных, инструментам их визуализации – в условиях кризиса это поможет быстро извлекать главное из информационного потока и доносить эти сведения коллективу в понятной и доступной форме. 

Вице-президент по управлению персоналом МТС Татьяна Чернышева уверена: секрет успеха – это всегда микс основных скиллов. Универсальные (гибкие) навыки помогают созидать, расти. Но когда наступает кризис, нужны hard skills – они помогают выстроить грамотное и эффективное управление, справиться с нестандартными ситуациями за счет опыта и высокого уровня экспертности. 

Все эксперты сходятся в одном: в сложных условиях наиболее правильным решением станет комплексное развитие и самообразование. А вот куда делать больший уклон — в гибкость и профессионализм — зависит от специфики бизнеса. Если для успеха важны креатив и коммуникабельность, больше внимания стоит уделить soft skills, в остальных ситуациях лучше повышать hard skills.

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *