Тендеры и малый бизнес. Какие льготы есть для поставщиков? | Онлайн бухгалтерия Небо

Тендеры и малый бизнес. Какие льготы есть для поставщиков?

Тендеры и малый бизнес. Какие льготы есть для поставщиков?

Государственные компании обязаны часть закупок проводить у небольших предпринимателей. Это называется преференциальные закупки. Рассказываем, что это такое и как в них участвовать. 

Какой статус у малого бизнеса в тендерах?

Государство стремится развивать малый бизнес через закупки. Для этого в торги вкладываются деньги. То есть за счет бюджета появляются рынки сбыта, на которых государственные органы и компании закупаются у предпринимателей.

Это укладывается в концепцию развития малого бизнеса и увеличения его доли в ВВП. Деньги не раздают просто так, а стимулируют развитие бизнеса и сервиса. Предприниматели всегда могут рассчитывать на определенный процент клиентов, которые 100% будут покупать у них.

Но есть и другая сторона. Эти деньги государство не дает и заказчикам, а принуждает закупаться у малого бизнеса. То есть возникает ситуация, когда госзаказчики не особо хотят участвовать в таких закупках. Потому что им приходится выбирать поставщика не по желанию, а по нормам закона.

Какие преференции для малого бизнеса есть в 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Если говорить про госкомпании и естественные монополии, то преференции прописаны в статье 3.4 закона 223-ФЗ, а также в специальном постановлении Правительства РФ «Об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». У предпринимателей есть 2 главных преимущества:

  • Низкая конкуренция. Заказчики обязаны 20% всех закупок проводить среди малого бизнеса. Другие предприниматели в таких тендерах участвовать не могут.
  • Быстрый расчет. Заказчик должен оплатить услуги или товары в течение 15 дней после поставки.

Госзаказчики проводят закупки по 44-ФЗ. Преференции для МСП прописаны в статье «Особенности участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций  в закупках». Здесь тоже есть 2 основных преимущества:

  • Низкая конкуренция. Госзаказчики обязаны 15% всех закупок проводить у малых предприятий.
  • Льготы для обеспечения контракта. Размер обеспечения рассчитывается от фактической стоимости контракта. а не от максимальной (начальной) стоимости. Например, заказчик установил начальную цену в 2 миллиона рублей, а победитель предложил 1 миллион. 20% для обеспечения контракта он заплатит от 1 миллиона. В других случаях он бы платил процент от 2 миллионов.

В 223- ФЗ преференции есть у малого и среднего бизнеса, а в 44-ФЗ только у малого. В законе 223-ФЗ есть еще один нюанс. Если в обычной закупке победил представитель МСП, то заказчик имеет право отчитаться, что он помог малому предприятию. В этом случае будут работать все преференции. Поэтому специалисты рекомендуют участвовать во всех закупках.

Информация про такие закупки есть в Единой информационной системе. Кроме этого, заказчики размещают информацию о преференциальных тендерах в плане закупок. Для этого есть отдельный раздел. Предприниматели могут планировать участие в таких торгах.

Какие правила действуют в преференциальных закупках?

Тендеры для малого и среднего бизнеса проходят на электронных торговых площадках. Чаще всего это одноэтапный конкурс или открытый аукцион. Заявка на участие состоит из 3 частей:

  • Описание продукции;
  • Информация о поставщике;
  • Цена.

В аукционе участники подают цену несколько раз в режиме онлайн. Побеждает тот, кто предложит самую низкую стоимость.

В конкурсе участники предлагают цену один раз. Затем заказчик рассматривает заказчика и выбирает победителя. Участники не видят заявки других. 

С точки зрения правового участия, для участников особенностей нет. Как и в других закупках, участники часто допускают ошибки в документации. Поэтому рекомендуем внимательно читать условия закупки. Если есть непонятные или подозрительные моменты, то направляйте запрос разъяснений через ЭТП. Если видите явные нарушения, то обращайтесь в ФАС или суд.

Надо сказать, что в таких закупках, госзаказчики ведут себя более лояльно. Они редко задерживают оплату или чинят препятствия для поставщиков. Потому что нужно отчитаться перед государством, что они помогают малому бизнесу. Они сами заинтересованы, чтобы все прошло гладко.

Эффективны ли преференции в закупках?

Как и с другими тендерами, то есть свои плюсы и минусы. Государство стремится развивать малый и средний бизнес. поэтому каждый год заказчикам дают все больше денег для таких закупок. 

С другой стороны, не каждый предприниматель выполнит все требования заказчиков или найдет деньги для обеспечения заявки или контракта. К тому же заказчики не всегда охотно организуют такие тендеры. Они уверены, что небольшие предприятия просто не способны обеспечить должное качество. В этом случае появляются схемы, чтобы участвовали «свои» поставщики. 

Но заказы в этом сегменты есть. Часть заказчиков делают перечень товаров и услуг, которые закупают только у МСП. Это возможность и отчитаться перед контролирующими органами и помочь небольшим предпринимателям. 

Новые статьи на почту?


Имя *
E-mail *
Поделиться Вконтакте
Отправить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *